block10.jpg (189801 bytes)

kn1g.jpg (5367 bytes)
kn2g.jpg (3929 bytes)
kn3g.jpg (4807 bytes)
kn4.jpg (3607 bytes)
kn5.jpg (1819 bytes)


rubred.jpg (8541 bytes)  №3 (2014) ноябрь 2003г.

rublen.jpg (8541 bytes)  №3 (2014) ноябрь 2003г.

rubglred.jpg (9691 bytes)  №3 (2014) ноябрь 2003г.

rubkult.jpg (4634 bytes)  №3 (2014) ноябрь 2003г.

  №3 (2014) ноябрь 2003г.

ФАКУЛЬТЕТУ ВМК - 40 лет!

В 1958 году на физико-математическом факультете Горьковского университета была создана новая кафедра – вычислительной математики и динамики машин, которую возглавил ученик академика А.А. Андронова профессор Ю.И. Неймарк. В этом же году был организован дополнительный набор студентов по специальности “вычислительная математика”, которые начали учиться с 1 декабря 1958 года. На базе этой кафедры в 1963 году в Университете создается первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК). Факультет призван готовить специалистов нового типа: прикладных математиков, умеющих пользоваться ЭВМ для исследования самых разнообразных явлений и процессов, математические модели которых слишком сложны и не поддаются аналитическому решению с помощью пера и бумаги.

Конечно, вычислительные машины того времени были, с современной точки зрения, до смешного примитивны. Однако начиналась эпоха бурного вторжения машинной математики во все сферы человеческой деятельности. Многие разделы прикладной математики (теория управления, динамика систем, медицинская и техническая диагностика, оптимизация и оптимальное управление, теория принятия решений, дискретная математика) развивались и учеными факультета ВМК.

Подробности на официальном сайте ВМК: www.unn.ru/vmk

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ФАКУЛЬТЕТА

Владимир Савельев, декан ВМК

Период, о котором мне предстоит рассказать, как известно, является очень сложным: это распад СССР, гиперинфляция, приватизация почти всего государственного хозяйства и имущества, сильное расслоение общества. На систему высшего образования также неоднократно покушались (в смысле ее приватизации) под видом различных реформ. Зарплата работников высшего образования была временами крайне низкой, ее выплата задерживалась. Отмечу, что и сейчас зарплата даже профессоров и доцентов держится лишь где-то на уровне средней зарплаты по стране. В этих условиях выжить высшему образованию было непросто, тем не менее благодаря высоким моральным качествам профессорско-преподавательского состава нашего Университета и умелому руководству ректората, Университет сумел не только выжить, но и занять высокую позицию в рейтинге российских классических университетов в результате интенсивного развития различных форм образования, открытия новых факультетов и специальностей. Не остался в стороне от этого процесса и наш родной факультет ВМК: в 1994 году в числе первых нами введена двухуровневая система высшего образования (бакалавр – магистр); в 1996 году разработан отдельный учебный план и необходимая учебно-методическая документация для внебюджетного набора на специальность “Информационные системы для обеспечения юридической, предпринимательской и издательской деятельности” как по дневной, так и по заочной форме обучения. В 2002 году количество студентов, принятых на 1 курс на внебюджетные места, превысило количество бюджетных мест. В результате этой деятельности факультет смог начать укреплять свою материальную базу: в 1997 году на внебюджетные средства был куплен современный терминал-класс на базе компьютеров “Pentium-2”. Дальнейшее укрепление материальной базы факультета ВМК связано с установлением деловых контактов с Нижегородской лабораторией компьютерных технологий, а затем с фирмой “Intel”, которая проявила заинтересованность в наших выпускниках. Наш факультет получил на безвозмездной основе несколько первоклассных компьютерных классов, в том числе кластер-класс, один из самых мощных в России, позволяющий развивать дальнейшие исследования в области параллельных вычислений. В 2003 году при поддержке компании “Intel” создана учебно-исследовательская лаборатория “Intel-ВМК”, в которой наши студенты могут проявить свои исследовательские способности. Примеру “Intel” следуют и другие компании: в этом году фирма “TELMA” поставила факультету ВМК современный терминал-класс. С рядом предприятий и фирм заключены договора на подготовку специалистов, что позволило факультету ВМК расширить базу преддипломной практики наших студентов: Нижегородский филиал компании “Intel”, НТФ “Мера”, НИИИС, НПО “Полет”, “TELMA”, Федеральный Ядерный Центр (г. Саров) и, конечно, НИИ прикладной математики и кибернетики. Совместными усилиями факультета ВМК и НИИ ПМК несколько лет назад создана кафедра интеллектуальных информационных систем и геоинформатики (зав. кафедрой профессор Васин Ю.Г.).

Профессорско-преподавательский коллектив за эти годы вырос не только количественно, но и качественно: было защищено 12 докторских и 30 кандидатских диссертаций. Кроме того, во время кризиса 90-х годов наши НИИ оказались в более плачевном состоянии, нежели факультеты, поэтому на факультет из НИИ ПМК пришли высококвалифицированные специалисты (профессор Городецкий Ю.И., профессор Комаров В.Н., профессор Дерендяев Н.В., профессор Мошков М.Ю., доцент Баландин Д.В., доцент Тай  М.Л. и др.).

На факультете работают: инициатор создания факультета, лауреат международной премии Норберта Винера и премии РАН имени А.А. Андронова профессор Неймарк Ю.И., лауреат премии Президента РФ в области образования профессор Стронгин Р.Г., лауреаты премий РАН профессор Шильников Л.П. и доцент Баландин Д.В., 3 лауреата премий Правительства РФ, 4 заслуженных деятеля науки РФ, 5 почетных работников высшего образования РФ, 26 докторов наук, 65 кандидатов наук.

На факультете сформированы научные коллективы и школы, получившие международное признание: профессора Ю.И. Неймарка (математическое моделирование, теория колебаний и оптимизация); профессора Р.Г. Стронгина (теория и методы глобальной оптимизации, системы поддержки принятия решений); профессора Д.И. Батищева (принятие оптимальных решений в САПР и АСУ, генетические алгоритмы); профессора Ю.И. Городецкого (устойчивость и автоколебания механических систем); профессора М.А. Федоткина (управление случайными процессами, теория систем массового обслуживания); профессора В.Н. Шевченко (дискретная математика, целочисленная оптимизация); профессора Л.П. Шильникова (нелинейные динамические системы); профессора Ю.Г. Васина (теория и методы описания, хранения и обработки сложной графической и видео информации).

За последние 10 лет сотрудниками факультета издано 14 монографий и более 30 учебных пособий. Отметим здесь монографию Р.Г. Стронгина, Я.Д. Сергеева “Global Optimization with Non-Convex Constraints”, 2001 г., издательство Kluwer Academic Publishers, монографию Ю.И. Неймарка “Mathematical Models in Natural Science and Engineering”, 2003 г., издательство Springer, монографию В.Н. Шевченко “Qualitative Topics in Integer Linear Programming”, 1999 г., изданную в США.

Многие учебные пособия, подготовленные и изданные сотрудниками нашего факультета, имеют гриф Учебно-методического объединения (УМО) университетов России, возглавляемого ректором МГУ.

Все эти годы наш факультет принимал самое деятельное участие в работе Научно-методического совета (НМС) по прикладной математике УМО университетов России, председателем которого является декан факультета ВМК МГУ.

Поэтому неудивительно, что когда НМС выступил с инициативой введения нового образовательного направления 511900 – “Информационные технологии” (бакалавр – магистр), приказом Министерства образования РФ это образовательное направление введено с 2003 года в качестве эксперимента в трех классических университетах: Московском, Санкт-Петербургском и Нижегородском. То есть наш факультет ВМК, первый факультет ВМК в стране, по-прежнему поддерживает новые инициативы в области совершенствования образования, опираясь на тот положительный опыт, который накоплен за 40 лет. Наверное, поэтому растет рейтинг нашего факультета, что отражается в частности во все возрастающем с каждым годом количестве абитуриентов, поступающих на наш факультет.

КАФЕДРА ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ДИНАМИКИ МАШИН

Кафедра теории управления и динамики машин создана в 1963 году, и долгое время ее возглавлял инициатор создания факультета ВМК профессор И.И. Неймарк. В дальнейшем из этой кафедры выделилось 2 кафедры МОЭВМ и ПТВ, которые возглавили ученики Ю.И. Неймарка профессор Р.Г. Стронгин и профессор М.А. Федоткин. Кафедра обеспечивает чтение общих курсов “Дифференциальные уравнения”, “Уравнения математической физики”, “Методы оптимизации”, “Теория управления”, проведение практических и лабораторных занятий по общим и специальным курсам, руководство курсовыми и дипломными работами.

Основой для специализации кафедры является ее хорошая материальная база и развиваемая научная тематика:

  • динамика систем, включая исследование явлений сихронизма, стохастических и хаотических движений, проблем гироскопической стабилизации, фильтрации, магнитной гидродинамики;

  • процессы управления, включая вопросы управляемости и оптимизации, адаптации и идентификации.

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ

Основная научная деятельность коллектива кафедры связана с нижегородской (горьковской) научной школой нелинейных колебаний, основанной академиком А.А. Андроновым, и посвящена моделированию динамических систем и процессов, их исследованию с помощью аналитических методов и средств вычислительной техники.

Кафедра создана в 1965 году. Ее основателем и первым заведующим был доктор технических наук, профессор Григорий Владимирович Аронович. Активное участие в создании и становлении кафедры сыграл доцент Ярослав Константинович Любимцев, бывший в то время деканом факультета.

В дальнейшем кафедру возглавляли:

д.ф-м.н., профессор Семен Вольфович Шильман (1967-1970);

д.ф-м.н., профессор Николай Алексеевич Фуфаев (1970-1987);

д.т.н., профессор Юрий Исаакович Городецкий (1987-2000).

В настоящее время кафедрой руководит действительный член Международной академии навигации и управления движением, доктор технических наук, профессор Валентин Николаевич Комаров.

На кафедре ведется серьезная работа по подготовке кадров высшей квалификации. Кафедра тесно сотрудничает с НИИ ПМК, НИРФИ, предприятиями: ГАЗ, Гидромаш и др. За время существования кафедры закончили аспирантуру и докторантуру и защитили диссертации более 20 человек.

“Я люблю ВМК”

Стихи К. Ваншенкина и С. Кузина, музыка Э. Колмановского

Я люблю ВМК,
Что само по себе и не ново.
Я люблю ВМК,
Повторяю я снова и снова,

Света в окнах уж нет,
Я шагаю с занятий усталый.
Я люблю факультет,
При стипендии эпсилон-малой.

Мне немало дано:
Матанализ, Лебегова мера,
Мне известны давно
Теоремы Коши, Даламбера.

В звоне каждого дня
Мысль одна не дает мне покоя:
Информатика, для…
Пусть мне скажут что это такое…

Как поют соловьи
Позабыл я в университете.
Где вершина любви –
Где жена и где милые дети?

Получу я диплом,
Жизни взрослой наступит начало,
Будут жены потом,
Не покажется этого мало.

Ах, как годы летят,
Я грущу, первый курс вспоминая.
Друг, ты помнишь ребят,
Что погибли, зачеты сдавая?

От звонка – до звонка
Все пять лет в звуках этого Гимна.
Я люблю ВМК!
И надеюсь, что это взаимно!

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ И ВЫСШЕЙ АЛГЕБРЫ

Кафедра математической логики и высшей алгебры была одной из трех первых кафедр, созданных в 1963 г. при образовании факультета ВМК. Основатель кафедры Юрий Васильевич Глебский (1927-1977), заведовавший ею до 1970 г., был одним из первых горьковских ученых, осознавших значение новых в то время кибернетических задач дискретной математики и активно взявшихся за их решение. В настоящее время более десяти его учеников работает на кафедре и в других вузах Нижнего Новгорода и плодотворно продолжают его многоплановые кибернетические исследования.

Один из его учеников – профессор Александр Александрович Марков (1937-1994) – в течение ряда лет работал на кафедре, а затем возглавлял отдел дискретной математики НИИ прикладной математики и кибернетики, продолжая сотрудничать с кафедрой. А.А. Марков являлся признанным специалистом по теории кодирования.

Занятия Ю.В. Глебского теорией расписаний привели к успешной защите кандидатских диссертаций нескольких его учеников, среди которых Валерий Николаевич Шевченко (на фото), сменивший в 1970 году своего учителя на посту зав. кафедрой, и доцент кафедры Владимир Александрович Таланов. В настоящее время В.Н. Шевченко активно занимается дискретной оптимизацией.

Вторым научным направлением, развиваемым на кафедре, является теория графов. Данное направление возглавляет В.Е. Алексеев.

Кафедра математической логики и высшей алгебры обеспечивает чтение общих курсов “Алгебра и геометрия”, “Линейное программирование”, “Математическая логика”, “Дискретная математика”, а также проведение практических занятий по общим и специальным курсам, руководство курсовыми и дипломными работами.

Кафедра явилась одним из инициаторов открытия в магистратуре факультета ВМК новой специализации “Математические методы геометрического моделирования, обработки сигналов и изображений”.

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВМ

Кафедра создана в 1973 г. и является первой и единственной кафедрой подобного назначения в Нижегородском регионе. За годы деятельности кафедры подготовлено более 700 специалистов по применению средств вычислительной техники в разных областях науки и техники. Выпускники кафедры работают в ведущих организациях области и города, в банках, в налоговой службе и т.п.

Организатор и бессменный руководитель кафедры – профессор Стронгин Роман Григорьевич. В составе коллектива кафедры 7 докторов и 7 кандидатов наук. Многие сотрудники кафедры прошли длительные стажировки за рубежом.

Кафедра проводит учебную подготовку по основным направлениям компьютерной индустрии (разработка сложного ПО, технологии программирования, параллельные вычисления, информационные системы и др.). При проведении подготовки студентам обеспечивается возможность работы на самом современном компьютерном оборудовании. На старших курсах обучения студенты проходят практическую подготовку в ведущих научно-исследовательских и производственных организациях города и области (НИИ ПМК, ИПФ РАН, “Интел”, “Мера”, ВНИИЭФ и др.). Студенты кафедры участвуют в программах международного студенческого обмена (США, Италия, Дания). При кафедре работает студенческое конструкторское бюро, деятельность которого была признана лучшей на общесоюзном конкурсе в 1988 г. и отмечена золотой медалью Всероссийского Выставочного Центра в 1992 г.

Сотрудники кафедры ведут активную научную деятельность в рамках различных межгосударственных, федеральных и отраслевых научно-технических программ (научные направления, проекты). Выполнение научных работ проводится при тесном сотрудничестве с ведущими научными центрами страны. Результаты научных исследований имеют признание в стране и за рубежом. Реализуются различные формы сотрудничества с зарубежными коллегами (США, Германии, Дании, Италии).

Результаты исследований экспонировались на многих известных научно-технических форумах и выставках – CeBIT (Ганновер, Германия), СофтТул и др.

Сотрудниками кафедры опубликовано более 300 научных работ в центральной и зарубежной печати. Издано более 15 научных монографий и учебных пособий.

Сотрудники кафедры принимают самое активное участие в деятельности ряда ведущих подразделений Нижегородского университета (Регионального центра новых информационных технологий, Центра информатизации высшей школы, Центра Интернет, Центра дополнительного профессионального образования и др.)

КАФЕДРА ЧИСЛЕННОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

При создании факультета ВМК в 1963-1964 учебном году были организованы 3 кафедры, составляющие факультет, в том числе кафедра численного и функционального анализа (ЧиФА).

Цель создания кафедры – участие в НИР и в подготовке специалистов по вычислительной математике, владеющих как математическими методами, так и навыками применения ЭВМ.

Цикл учебных дисциплин, обеспеченный кафедрой: математический анализ, теория функций комплексного переменного, функциональный анализ, численные методы. С момента создания кафедры по настоящее время ею руководит Слугин Сергей Николаевич, ныне доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, заслуженный работник высшей школы РФ. Направления его научно-исследовательской работы – прикладной функциональный анализ, приближенные методы решения оперативных уравнений, оптимальное управление распределенными системами с управляемым положением границы области. Опубликовано 4 учебных пособия и свыше 120 статей и тезисов сообщений в центральных отечественных и зарубежных журналах и на конференциях различного ранга от региональных до международных. Под руководством Слугина С.Н. защищено 8 кандидатских диссертаций. Он руководит докторантурой по специальности “Дифференциальные уравнения”.

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Кафедра прикладной теории вероятностей обеспечивает чтение общего курса “Теория вероятностей и математическая статистика” на факультете ВМК, чтение общих курсов по теории вероятностей, математической статистике и теории случайных процессов на других факультетах университета, проведение практических занятий по общим и специальным курсам, руководство курсовыми и дипломными работами. Основой для специализации кафедры является ее научная тематика:

  • управляемые случайные процессы (системы массового обслуживания);
  • адаптация и идентификация;
  • фильтрация случайных процессов;
  • статистические методы оценивания и принятия решений, диагностика.

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кафедра обеспечивает чтение общих курсов “Информатика”, “Системный анализ” для основного потока по специальности 01.02 – “Прикладная математика” и чтение основных курсов для потока по специальности 07.19 – “Информационные системы”, который она курирует, а также проведение практических и лабораторных работ по общим и специальным курсам.

Основой для специализации кафедры является ее хорошая материальная база и развиваемая научная тематика: разработка систем автоматизации проектирования, системное программное обеспечение, численные методы оптимизации, многокритериальная оптимизация и системы принятия решений, распределение ресурсов в сетевых моделях.

Научно-педагогический коллектив работает на базе кафедры ИАНИ факультета ВМК ННГУ, совместной лаборатории Вычислительного центра РАН и ННГУ “Интеллектуальные системы оптимизации”, филиала кафедры ИАНИ в Институте прикладной физики РАН, ФГУП ОКБМ им. И.И.Африкантова и филиала кафедры ИАНИ во ФГУП Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова.

Основатель научно-педагогического коллектива Батищев Дмитрий Иванович (на фото), доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор ННГУ; заведующий кафедрой информатики и автоматизации научных исследований факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ.

В составе научно-педагогического коллектива 1 академик РАЕН, 1 заслуженный деятель науки РФ, 5 докторов наук, 3 профессора, 11 кандидатов наук, 7 доцентов.

КАФЕДРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ГЕОИНФОРМАТИКА»

В НИИ Прикладной Математики и Кибернетики на протяжении более двадцати лет под руководством заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента Академии технических наук РФ, лауреата премии Совета Министров СССР, профессора Васина Ю.Г. (на фото) ведутся работы в области интеллектуальных информационных систем (системы компьютерной медицинской диагностики, системы обработки сложно структурированных графических изображений, системы автоматизированной картографии). Следует отметить не только научную, но и инженерно-практическую направленность этих работ. Это выражается в том, что все картографические центры России и многие картографические центры СНГ работают на разработанных в НИИ ПМК технико-программных комплексах, сданных “под ключ”. С целью интенсификации работ в области отечественных интеллектуальных информационных систем и подготовки кадров для их создания и эксплуатации в Нижегородском государственном университете на факультете ВМК создана базовая кафедра “Интеллектуальные информационные системы и геоинформатика”. Аналогичной кафедры в вузах Нижнего Новгорода нет.

Имеющиеся в НИИ ПМК и на кафедре ИИСГео высококвалифицированные специалисты позволяют решить основные вопросы обучения и подготовки специалистов по этому направлению.

ВЕДУЩИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ВМК

Динамика, механика, управление и математическое моделирование

Основатель ведущей научно-педагогической школы Неймарк Юрий Исаакович, д.т.н., профессор, зав. кафедрой теории управления и динамики машин ННГУ, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор ННГУ, почетный работник высшей школы РФ; награжден орденом “Знак почета”, медалями А.С. Попова и К.Э. Циолковского, лауреат академических премий А.А. Андронова и Н. Винера; член Национального комитета России по теоретической и прикладной механике, академик РАЕН, заслуженный Соросовский профессор.

Ведущая научно-педагогическая школа (ВНПШ) по специальностям: динамика, механика, управление и математическое моделирование – является частью школы А.А. Андронова. Среди других составляющих этого направления необходимо отметить ведущие ВНПШ, возглавляемые Р.Г. Стронгиным, Ю.Г. Васиным, Л.П. Шильниковым и др. Представляемая ВНПШ включает сотрудников трех кафедр факультета ВМК (теории управления и динамики машин, прикладной математики, прикладной теории вероятности), а также трех отделов НИИ прикладной математики и кибернетики и кафедры высшей математики Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Спецификой ВНПШ является действенное восприятие методологии научных школ Л.И. Мандельштама и А.А. Андронова: особое внимание к постановке задачи; глубокое и всестороннее осмысливание ее содержания и идеализаций, обеспечивающих адекватность математической модели реальному объекту; чуткое отношение к потребностям современности и органическое единство научных исследований и преподавания.

Представляемая ВНПШ включает 14 докторов наук и 15 кандидатов наук. Многие из них являются заведующими кафедрами, отделами, лабораториями и одновременно – специалистами, известными в России и за рубежом. За последние 5 лет коллективом школы опубликовано более 350 научных статей, более 80 учебных и методических пособий, создано 10 новых лекционных курсов, сделано около 100 докладов на международных и российских конференциях, организованы 3 российских конференции, по итогам конкурсов получено более 20 грантов (ЗФФИ, Университеты России, Минобразования и др.)

Теория и методы выбора решений

Основатель ведущей научно-педагогической школы Стронгин Роман Григорьевич, д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой математического обеспечения ЭВМ, ректор ННГУ; заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента России в области образования, почетный работник высшего образования, лауреат Всероссийского выставочного центра, лауреат премии Нижнего Новгорода в области высшей школы, награжден орденом “Знак почета”. Направления научных исследований и подготовки кадров:

  • Создание математических моделей принятия решений как сложных задач оптимизации.
  • Разработка и теоретическое обоснование эффективных методов анализа сложных оптимизационных моделей на основании информационно-статистического подхода в сочетании со схемами редукции сложности.
  • Разработка нового класса отображений многомерных областей в одномерные, передающих свойство близости, и применение таких отображений в задачах оптимизации, распознавания образов, интегрирования и др.
  • Создание эффективных методов оптимизации для многопроцессорных вычислительных систем (параллельных алгоритмов).
  • Создание единой теории сходимости алгоритмов глобального поиска, включая параллельные.
  • Разработка новых информационных технологий принятия решений на базе современной вычислительной техники и их применение в области образования, в том числе и дистанционного.

В составе школы: 1 засл. деятель науки, 7 докторов наук, 5 профессоров, 9 кандидатов наук, 10 доцентов.

Динамические системы

Основатель ведущей научно-педагогической школы Шильников Леонид Павлович, к.ф.-м.н., профессор, зав. отделом дифференциальных уравнений НИИ прикладной математики и кибернетики ННГУ.

Направления научных исследований и подготовки кадров:

Качественная теория дифференциальных уравнений, теория диссипативных и консервативных динамических систем, теория бифуркаций, методы теории динамических систем для распределенных систем, эволюция Вселенной и космология.

В составе школы: 4 доктора наук, 3 профессора, 13 кандидатов наук.

Модели и методы дискретной математики и математической кибернетики

Основатель ведущей научно-педагогической школы Шевченко Валерий Николаевич, д.ф.-м.н., профессор, почетный работник высшего образования РФ, зав. кафедрой математической логики и высшей алгебры ННГУ.

Направления научных исследований и подготовки кадров:

  • Дискретная математика и математическая кибернетика.
  • Комбинаторный анализ.
  • Теория графов.

В составе школы 5 докторов наук, 4 профессора, 9 кандидатов наук, 6 доцентов.

Оптимизация в САПР и АСУ

Основатель ведущей научно-педагогической школы Батищев Дмитрий Иванович, д.т.н., профессор, зав. кафедрой информатики и автоматизации научных исследований ННГУ, заслуженный деятель науки, заслуженный профессор ННГУ.

Направления научных исследований и подготовки кадров: Математические модели и методы принятия оптимально-компромисных решений в организационно-технических системах. Новые информационные технологии для обеспечения процессов принятия решений в системах автоматизации проектирования и управления.

В рамках указанных основных направлений определены следующие направления специализации по подготовке кадров.

  • Многоэкстремальные дискретные задачи оптимального проектирования.
  • Распределение ресурсов в сетевых структурах.
  • Построение и исследование приближенно-оптимальных алгоритмов оптимизации.
  • Модели и методы сквозного проектирования микроэлектронных устройств. В составе школы: 1 засл. деятель науки, 4 доктора наук, 3 профессора, 11 кандидатов наук, 7 доцентов.

Модели и методы обработки видеоинформации пространственно распределенных данных, распознавание образов, геоинформационные технологии.

Основатель ведущей научно-педагогической школы Васин Юрий Григорьевич, д.т.н., профессор, зав. кафедрой интеллектуальных информационных систем и геоинформатики ННГУ, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Совета министров СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, заслуженный профессор ННГУ, директор НИИ ПМК.

Направления научных исследований и подготовки кадров.

Научные направления: модели и методы в задачах распознавания образов, анализа и синтеза сложно структурированной пространственно распределенной информации; базы знаний, методы искусственного интеллекта в задачах обработки видеоинформации; интеллектуальные информационные технологии и системы пространственно распределенных данных; создание и обработка цифровых электронных карт, планов и других видов сложной графической информации; геоинформационные системы и технологии.

Направления подготовки кадров: информационные системы, информатика и вычислительная техника, автоматизированные системы обработки информации и управления, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, прикладная математика и информатика, теоретическая и прикладная кибернетика.

В составе школы 1 засл. деятель науки, 2 доктора наук, 2 профессора, 6 кандидатов наук.

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Виктор Гергель, профессор ВМК

“Не раз говорил своим студентам и снова повторяю, что главное не в том, чтобы учиться и учиться. Главное – надо учиться думать. Ведь сегодня не как век назад – на чем начнешь трудиться, на том и закончишь. За жизнь современного человека трижды меняется технический уровень”.

Академик Борис Раушенбах

Подготовка кадров высокой квалификации в области компьютерных технологий приобретает все возрастающее значение в современном мире, поскольку эффективное использование этих технологий стало одним из главных факторов достижения успеха в разных сферах человеческой деятельности. Обеспечение такой подготовки и является задачей первого в стране факультета вычислительной математики и кибернетики.

Как осуществить соответствующую времени подготовку специалистов высокой квалификации в области современных компьютерных технологий? Прежде всего, следует четко понимать, что образование в этой области не сводится, как многию представляют, к изучению только “железа” компьютеров, языков программирования и компьютерных систем, но и предполагает глубокое понимание математических моделей и методов, которые лежат в основе всех информационных технологий. Часть необходимых учебных курсов такой подготовки образуют существующие классические (прежде всего, математические) дисциплины, другая, большая часть, должна постоянно совершенствоваться для отслеживания стремительно происходящих изменений в компьютерной области. В определенном плане, создание такой подготовки является “вызовом” традиционной системы подготовки кадров.

Перспективное направление по решению проблемы подготовки профессиональных специалистов в компьютерных областях деятельности может лежать на пути организации инновационных образовательных программ высокого уровня в рамках взаимовыгодного сотрудничества ведущих вузов страны и имеющих опыт успешной практической деятельности предприятий информационной индустрии. Понимание исключительной важности подобного направления работ привело к созданию в 2001 г. на ВМК новаторской межфакультетской магистерской программы “Математические модели, методы и программное обеспечение современных компьютерных технологий”, ориентированной на подготовку из числа талантливой молодежи квалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств информационной индустрии. Подготовка специалистов в рамках программы предусматривает в равной степени как продолжение фундаментального образования в области математических моделей и методов, служащих основой для разработки современных компьютерных технологий, так и углубленное практическое освоение передовых промышленных технологий создания масштабного программного обеспечения.

Для подготовки новых учебных курсов и проведения занятий привлекаются ведущие преподаватели и специалисты Нижегородского университета. Для практического освоения всех получаемых в рамках магистратуры знаний и умений имеется самое современное компьютерное оборудование (три компьютерных класса на основе процессоров Pentium 3 и Pentium 4), включая один из наиболее высокопроизводительных в Восточной Европе вычислительный кластер с производительностью более 50 миллиардов операций в секунду. Межфакультетскую магистратуру поддержали корпорации Интел, Майкрософт и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (г. Москва). Организация обучения в магистратуре, прежде всего, ориентирована на бакалавров основных физико-математических факультетов ННГУ (мехмат, ВМК, радиофак и физфак), но поступление в магистратуру возможно и для выпускников других специальностей любого вуза Нижнего Новгорода, желающих получить высшую профессиональную подготовку в области современных компьютерных технологий.

Логическим продолжением развития образовательных программ является открытие в 2003 г. в Нижегородском университете на факультете ВМК подготовки специалистов по направлению 511900 “Информационные технологии”. Формирование этого направления было выполнено совместно с Московским и Санкт-Петербургским университетами с учетом рекомендаций Computing Curricula 2001 международных организаций IEEE-CS и ACM.

ВОСПОМИНАНИЯ ДЕКАНА

Владимир Шалфеев

Как отметилось в моей памяти то время, когда мне пришлось быть деканом факультета ВМК? События и люди, которые всплывают в памяти, несомненно, связаны с причинами, которые объективно были важны для того времени, но есть и те, которые связаны с более или менее субъективными причинами. Хотя разделить их иногда трудно. К тому же некоторые проблемы того времени, может быть, и непонятны нынешним студентам, так как изменилась не только наша жизнь, но, похоже, и мы сами. И все-таки мозаика запомнившихся событий дает более или менее характерный образ тех лет.

Я пришёл на факультет ВМК, имея достаточный опыт работы заместителем директора по науке НИИ ПМК. Однако, оказавшись на факультете, я вынужден был на некоторые из этих проблем посмотреть другими глазами. Одной из таких проблем была проблема машинного времени. Нынешним студентам эта проблема непонятна, поскольку почти у каждого из них на столе стоит персональный компьютер, возможности которого значительно превосходят возможности тех ЭВМ, которые имелись в вычислительном центре университета и НИИ ПМК.

На факультете ВМК не было своей собственной ЭВМ, и для научных и учебных целей факультет должен был использовать машины НИИ ПМК (вот зачем был нужен комплекс “НИИ ПМК – ВМК”). Технология работы на ЭВМ была нехитрой, но весьма трудоемкой: пишешь программу на специальных бланках, отдаешь в перфораторную на пробивку, вручную проверяешь пробитые перфокарты и вносишь исправления (заклеиваешь ненужные дырки и проверяешь недобитые нужные), отдаёшь подготовленную колоду карт оператору ЭВМ на отладку, получаешь распечатку с машины и вылавливаешь ошибки в программе, исправляешь, снова пробивка, отладка и так далее, пока, наконец, не сможешь отдать отлаженную программу на счет. Хотя в НИИ ПМК были хорошие по тем временам машины (сначала БЭСМ-3М, М-4030, затем машины серии ЕС), тем не менее, машинного времени для выполнения НИР сотрудникам института катастрофически не хватало, весь суточный ресурс, включая выходные, был расписан по минутам. Естественно, что до студентов дело практически не доходило, так что обучение программированию на факультете фактически приходилось вести на бумаге, без ЭВМ, и лишь на старших курсах, во время выполнения дипломных работ в институте студенты приобретали некий практический опыт работы на ЭВМ.

Оказавшись на факультете, я понял, что эта проблема для факультета принципиальна. Ситуация в какой-то мере критическая, и необходимо срочно искать какой-то выход. Такой выход был найден, и совместно с институтом мы организовали достаточно четкую систему обеспечения студентов машинным временем, при которой ежедневно на автомобиле НИИ ПМК два чемодана студенческих задач (программы, распечатки, колоды перфокарт) отвозили в НИИ ПМК на машины, а просчитанные результаты привозили назад. Нельзя сказать, что эта система была идеальной, тем не менее, она успешно просуществовала довольно долго (почти десять лет) и умерла лишь тогда, когда на машинах появились новые возможности (системы разделения времени и т.д.).

Другое событие, которое хорошо запомнилось, хотя и не имело какого-то принципиального значения для факультета, было связано с перемещением деканата в новое место (где деканат благополучно живет и по сей день, хотя в окрестных помещениях произошло много всяких трансформаций). Как мне помнится, убедить тогдашнего ректора Андрея Григорьевича Угодчикова в необходимости дислокации деканата было не очень просто, тем не менее, такое решение состоялось, и с помощью НИИ ПМК (он помог материалами) и студентов (стройотрядовцы сделали перегородки и ремонтные работы) новое помещение деканата довольно быстро вошло в строй. Небольшой, но дружный коллектив деканата, по-моему, с большим энтузиазмом воспринял переезд в новое помещение.

Тот период времени был богат обюрокрачиванием учебного процесса, и мы вынуждены были разрабатывать учебно-методические комплексы, организовывать контроль за тем, во время ли преподаватель начинает и заканчивает занятия, соответствует ли тема занятия тому, что записано в программе курса, контролировать посещаемость лекций и т.д. В основном эти проблемы меня не касались, а ложились на плечи сотрудников кафедр и деканата. Однако в ряде этих мероприятий непосредственно меня коснулось весьма событие, связанное с организацией перехода на учебные планы, основанные на новых министерских типовых планах. По специальностям ПМК они были сформированы таким образом, что в них практически не нашли отражения оригинальные факультетские курсы, которыми факультет гордился. Обсуждение планов проходило на совещаниях заведующих кафедрами бурно и трудно: заведующие не соглашались переходить на новые планы, считая, что в этом случае мы теряем оригинальность, присущую нашим планам – ведь первый факультет ВМК был в стране создан именно у нас, и именно у нас были разработаны оригинальные учебные планы по специальностям ВМК. Конец спорам совершенно неожиданно для меня положил Юрий Исаакович Неймарк. В разгар дискуссии, когда мне казалось, что не видно и слабого “света в туннели”, он сделал паузу, после которой совершенно спокойным тоном сформулировал устроившее всех резюме, смысл которого заключался (если перефразировать известного героя фильма тех лет “Кавказская пленница”) в том, что “то, что нам мешает – то нам и поможет”. Мы пришли к выводу, что все оригинальные курсы, разработанные на факультете, можно включить в раздел плана, который формировался по решению совета факультета, и, тем самым, наш оригинальный учебный план стал возможным без особых усечений втиснуть в рамки типового плана.

Но все-таки самые яркие впечатления у меня связаны со студентами тех лет. Мне думается, что это были замечательные студенты. Мне много приходилось общаться со студентами, начиная с зачисления первокурсников и кончая распределением на работу и выдачей дипломов. Может быть, яркости впечатлений способствовали молодость и энергия, может быть, определенная экзотичность и неформальность “картошки”, “стройотрядов”, “Дней ВМК”, газеты “Роботяга” и т.д. – всего, чем, собственно, кроме учебы, жил факультет. В те годы на факультете было много вечеров, грандиозные “Дни ВМК” проводились не один день и собирали вместе с выпускниками разных лет почти тысячу участников, и все это организовывали сами студенты и преподаватели (никаких платных охранников, милиции и т.д.).

Трудностей было очень много – у студентов – одни, у преподавателей – другие, а у декана – третьи. Мне кажется, что все их удавалось преодолеть потому, что мы работали как одна команда и надеялись, что не подведем друг друга. Однажды, после такого “Дня ВМК” я пришел на свои лекции первокурсникам и среди многих записок, которые обычно присылали студенты во время лекций (с вопросами, пожеланиями по теме лекций и не по теме, с подписями и без подписей) лежала записка без подписи, которую я потом долго хранил. Там было написано: Спасибо Вам за День 1 декабря. Тогда я не прочитал эту записку вслух и просто положил в карман, а сейчас, отвечая на эти записки моим бывшим студентам, я бы мог сказать: “Нет, ребята, пожалуй, это вам всем спасибо – и не только за 1 декабря”.

...И БЫВШЕЙ СТУДЕНКИ ВМК

Ирина Панченко

Факультет ВМК – это моя alma mater, где прошли пять счастливых студенческих лет. “Мой” факультет ВМК отличали три основные черты. Во-первых, “три д” – исключительные демократичность, доступность и дружелюбность преподавателей. “Небожители”, ученые с мировыми именами, авторы книг, по которым мы учились, ходили по тем же коридорам, рассказывали на лекциях анекдоты – как Сергей Николаевич Слугин, играли 1 декабря на скрипке – как Николай Алексеевич Фуфаев и острили на традиционной пресс-конференции – как Александр Александрович Марков. Преподавателей, “зверствовавших” на экзаменах, у нас практически не было, кроме разве что легендарного Валерия Николаевича Шевченко, который, свято храня свой имидж, “заваливал” первокурсников. Во-вторых, высокий уровень теоретического образования. Юные хакеры, поступая на ВМК, думают, что здесь их будут учить программированию, программированию и только программированию. Вовсе нет. На ВМК учат решать самые разные прикладные задачи (например, диагностировать заболевания или строить географические карты), используя методы математического моделирования и компьютер как средство реализации моделей. Грамотную математическую модель без мощной теоретической подготовки не построишь, поэтому прежде всего на ВМК дают фундаментальную, классическую университетскую математическую подготовку.

И, в-третьих, современность: на ВМК “поспевали” за техническим прогрессом, преподавая те компьютерные технологии, которые применялись в данное время в реальных исследованиях. Когда я вспоминаю, на какой технике успела поработать, ощущаю себя старой, как черепаха Тортилла. В школе на уроках программирования (это был 1975 год) нас учили писать программы в машинных кодах и водили практиковаться на огромную БЭСМ-6. Слова “компьютер”, когда мы учились в Университете, просто не было – говорили “ЭВМ”, “машина”. Учили Бэйсик, Фортран. Диплом в 1980-м я считала на ЕС 1020 и носила неприподъемные колоды перфокарт. Знают ли нынешние ВМК-шки, что такое перфокарта? Первые персоналки дошли до нас лишь в 1990 году! А сегодня мы себе не представляем и дня без компьютера.

Сейчас я редактор еженедельника “Биржа плюс карьера” и даже лауреат премии Нижнего Новгорода в номинации “газетная журналистика”. Когда размышляю, почему же после двенадцати лет работы в НИИ ПМК, я все же стала журналистом и медиаменеджером, то понимаю: корни моей нынешней профессии – в нашей замечательной ВМК-овской стенгазете “Роботяга”, в нашем классном стройотряде “Кибер”, в котором я комиссарила после третьего курса, летом 1978 года.

rubnludi.jpg (4634 bytes)  №3 (2014) ноябрь 2003г.

  №3 (2014) ноябрь 2003г.

  №3 (2014) ноябрь 2003г.

  №3 (2014) ноябрь 2003г.

  №3 (2014) ноябрь 2003г.

rubnludi.jpg (4634 bytes)  №3 (2014) ноябрь 2003г.

 

icsfi[1].jpg (2350 bytes)

top100grey.gif (514 bytes)