|
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
ДЛЯ ХОРОШИХ АКТЕРОВ НЕТ ПЛОХИХ РОЛЕЙ
Дарья Булгакова
Все студенческие театры решают одну и ту же проблему стратегического свойства: как сохранить творческий коллектив, если он все время обновляется. Каждый год из театров уходят ребята, посвятившие творчеству свои студенческие годы, но им на смену приходят новые, и театры продолжают жить (или выживать). О том, как создавался и развивается студенческий драматический театр ННГУ, рассказал один из его художественных руководителей Игорь АВРОВ.
– Предложение возглавить студенческий драматический театр Университета поступило мне от тогдашнего председателя профкома Андрея Куликова в начале сентября 1996 г.
Я был молодым актером ТЮЗа, брался за все и решил попробовать. Довольно быстро подобралась команда из 16 человек с двух факультетов, в основном филологи и историки. Однако что-то тогда не "зажглось", как у нас говорят, не получилось. Ребята вроде бы хотели работать, но большая часть времени расходовалась совершенно непродуктивно – на разговоры, иногда репетиции и вовсе превращались в "пивные вечеринки". Итогом нашей работы стали два отрывка из русской классики. Мы их показали на отчетном концерте, и вроде бы получилось неплохо, однако все же не так, как мне бы этого хотелось.
Официальной датой рождения театра мы считаем 25 ноября 1997 г. Именно в этот день при самом активном участии студклуба Университета "родилась" новая труппа. В ее состав вошли не только гуманитарии, но и технари, осталось несколько человек и из первого набора. Решили готовить новый спектакль – только делом можно было доказать, что театр жив.
Должен сказать, что студенческий театр имеет свою специфику, прежде всего это касается времени, отводимого на репетиции. Например, в студенческом театре Театрального училища спектакль готовится 5 месяцев, каждый день по шесть часов репетиций. У нас репетиции были 2 раза в неделю по три часа.
– Первый спектакль остался у вас в памяти?
– Конечно! Но не только сам спектакль, но и первое общее собрание. Мы с Ириной Страховой (это второй художественный руководитель театра. – Ред.) задали ребятам самый важный на то время вопрос: что конкретно вы хотите сыграть? Надо сказать, что у нас были в запасе три неплохих варианта. К общей радости наши с ребятами интересы совпали – они в один голос сказали, что хотелось бы чего-то ностальгического, в стиле "ретро". Одна из наших домашних заготовок – это была пьеса Василия Шкваркина "Чужой ребенок" – оказалась как нельзя кстати! Первый раз мы сыграли ее в мае 1998 г. в Актовом зале ННГУ. Буквально после первого же спектакля посыпались вопросы от зрителей: "а будет ли что-нибудь еще?"
– Вашими зрителями были те же студенты?
– Вовсе нет. На первый спектакль пришли и студенты, и преподаватели, и родственники наших артистов. С тех пор наш зритель не поменялся – спектакли рассчитаны на широкую зрительскую аудиторию. На втором показе этого спектакля мы с Ириной сидели в зрительном зале и уже тогда думали, что будем делать дальше. Вдохновенная игра студентов и неподдельный интерес зрителей просто заставляли нас думать о будущем!
– Следующая ваша постановка была также в стиле ретро?
– Нет, на этот раз мы решили "пойти" на классику. Обсуждались два варианта: либо Шекспир, либо Лопе де Вега. После длительных раздумий решили все же остановиться на романтической комедии Лопе де Вега "Дурочка". Не последнюю роль в принятии окончательного решения сыграло то обстоятельство, что мы располагали отличным выбором исполнителей мужских ролей. Должен сказать, в большинстве студенческих театров существует проблема именно в нехватке хороших, видных парней, на которых зрители смотрели бы и влюблялись. У нас же в театре были высокие, мужественные парни, на которых посмотришь, и просто дух захватывает! Это был феерический сюжет с карнавалом, танцами, со шпагами. Спектакль мы играли 4 раза. Дважды зал был переполнен, значит, спектакль ждали. Еще несколько раз, по просьбе профкома, мы играли небольшие отрывки из "Дурочки", прежде всего сцены со шпагами – было очень зрелищно.
– Игорь, а у ребят не возникает желание обучиться театральному мастерству профессионально?
– Возникает, но мы с Ириной их отговариваем. Для студентов по большей части наш театр – это хобби, то место, где они могут выразить свои чувства, рассказать о своих желаниях, просто выплеснуть эмоции. Они каждый по-своему талантливы и любят театр. Среди наших актеров есть те, кто уже давно окончил Университет, но продолжают участвовать в спектаклях. Я пытался понять, что же их тянет сюда, и понял – это необходимость в простом человеческом общении. У нас в театре никогда не обращали внимания на разницу в возрасте. Мы все на "ты" – это просто необходимо для доверительных отношений. Ребята часто приходят на наши с Ириной спектакли, и именно они являются самыми жесткими критиками.
– Кроме университетской сцены вы куда-нибудь выезжали со своими спектаклями?
– Да, конечно. Третьим нашим спектаклем была "Рыжая пьеса", она у нас поехала на Первый всероссийский фестиваль студенческих театров, который проходил в Екатеринбурге в апреле 2000 г. На этот фестиваль съехалось более 20 студенческих театров со всей России. По жанру это была уже не комедия, а современная история. Теперь наш театр не только развлекал, но и задавал вопросы зрителю. Мы получили специальный приз жюри за то, что смогли в короткое время создать уникальный творческий коллектив.
С 2000 г. у нас начались небольшие проблемы с актерским составом, так как "ветераны" заканчивали обучение и уходили из Университета. Многое пришлось начинать заново. На сегодняшний день у нас играют совсем молодые актеры, тем не менее, они достойны своих предшественников и по отношению к делу, и по способностям.
После того как наш состав в значительной степени поменялся, мы долгое время думали, что же можно показать, и нашли пьесу А. Галина "Крыша". В ней ребята сыграли своих родителей. С этим спектаклем мы поставили рекорд, пьесу играли 5 раз – это уже я считаю приближением к "высшему пилотажу".
– У Ключевского есть такое выражение: скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров…
– Прелесть "моих" ребят, студентов, выходящих на сцену, в том, что они предельно искренни. Мы всегда им говорим: "Вы еще не актеры, и можете взять только искренностью. Вы должны играть всеми своими органами чувств!". Они это понимают и стараются. Когда им аплодирует зритель, мы видим, что им аплодируют за искренность. На сцене играют люди со своими проблемами, переживаниями, горем, радостью… Наверное, именно это и подвигло нас с Ириной попробовать сделать свой проект, свой спектакль, где актерами будем уже мы сами. Так появилась идея "Театра Добрых историй". В этом театральном проекте никогда не будет пьес, в которых есть даже небольшой намек на злобу, агрессию, предательство, чего в нашей жизни и так хватает. Сейчас у нас пока лишь один спектакль "Звук позади самолета" (автор пьесы Родион Белецкий). Могу сказать, что он достаточно известен в Москве как автор юмористической программы "Сам себе режиссер" и все комические "подводки" на протяжении трех лет делал сам. Когда я прочитал пьесу, то предложил автору попробовать поставить ее на нижегородской сцене, и у нас все получилось! Я не буду говорить, о чем спектакль, скажу лишь, что настоящий спектакль должен заставить задуматься. "Звук позади самолета" – это философская пьеса, ее нельзя понять однозначно, в ней каждый может увидеть себя и многое понять.
Тех, кто захочет получить истинное удовольствие, мы ждем 6 МАЯ в 18-30 в Актовом зале Дома офицеров. Билеты можно также приобрести у распространителей.
№4 (2019) апрель 2004г.
№4 (2019) апрель 2004г.
|
|
|
|