block10.jpg (189801 bytes)

kn1g.jpg (5367 bytes)
kn2g.jpg (3929 bytes)
kn3g.jpg (4807 bytes)
kn4.jpg (3607 bytes)
kn5.jpg (1819 bytes)


rubred.jpg (8541 bytes)  №4 (2019) апрель 2004г.

БЕСЦЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССОРА А.С. ПОПОВА
(К 145-ЛЕТИЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ РАДИОСВЯЗИ)

Валентина Весновская

Несмотря на тот факт, что дату изобретения радиосвязи (конец 1894 – начало 1895) от наших дней отделяет почти 110 лет, даже при беглом анализе наследия нашего знаменитого соотечественника можно при желании извлекать уроки для современной научной жизни.

Наша справка:

7 МАЯ 1895 г. на заседании физического отделения Русского физико-химического общества А.С. Попов сделал научный доклад о своем изобретении и продемонстрировал его. В ознаменование этого события каждый год 7 мая в нашей стране отмечается День радио.

Урок 1.
Для историков науки

Более 100 лет личность Александра Степановича Попова (1859 – 1906) продолжает привлекать исследовательские умы, и могла бы занять еще более значительное место в теме "Российский вклад в развитие мировой науки и техники".

Как известно, основная часть трудов А.С. Попова находится в архивах музеев и библиотеках Санкт-Петербурга, причем историки науки продолжают собирать и систематизировать материалы и документы о его деятельности. Наверное, не каждый знает, что недавно вышел в свет библиографический указатель за 1950-1995 гг. "А.С. Попов" (составители – Ю.И. Лысяк и Г.Д. Сушковой, под редакцией к. т. н. Л.И. Золотинкиной и известного исследователя науки к.т.н. В.А. Урвалова). В сборнике – 750 работ о А.С. Попове!

C точки зрения истории науки, приоритет в том или ином техническом решении – это не самое главное, гораздо важнее исследовать пространство, в котором действовало много людей и происходило много событий. Конечно, обстоятельства творческих поисков изобретателя А.С. Попова вызывают особый интерес.

Урок 2.
Для изобретателей

Важно не забывать, что нередко бывает, когда при новом применении известных объектов получается новое качество или свойство, что является вполне приоритетным. К моменту изобретения радиосвязи была создана одна из главных деталей для радиоприема – когерер (французским ученым Бранли), затем она была усовершенствована английским физиком О. Лоджем. Однако и до них свойства когерера обнаружили в своих исследованиях независимо друг от друга физики Варлей и Юз, а еще раньше М. Розенскольд и итальянец Онести. Нельзя не упомянуть ученых и инженеров, работы которых приблизили открытие радиосвязи – М. Фарадей, К. Максвелл, И. Томсон, С. Томпсон, Г. Герц, А. Риги, Н. Тесла и другие. Но из них лишь А.С. Попов стал искать технические пути применения электромагнитных волн для передачи сигнала. Профессор В.К. Лебединский, который присутствовал на первых демонстрационных опытах профессора А. Попова, и был свидетелем приема первой в мире радиограммы. Генрих Герц пишет: "А.С. Попов не только первый осуществил радиопередачу, он дал на долгие годы вперед главнейшие принципы радиопередачи. К этим принципам относятся: идея многократного усиления, приемная и отправительная антенны, заземление".

И, как часто это бывает, за рубежом появился деятель, оспаривавший приоритет российского ученого. Им оказался ученик профессора Риги – двадцатилетний Гульельмо Маркони, попавший в более благоприятные условия для внедрения радиоустройств, вначале на территории Англии. Некоторые исследователи считают, что Маркони не обошелся без заимствования идей А.С. Попова. Другие историки полагают, что помогли ему, в частности, русские дворяне – спириты, некоторые из которых были масонами.

Урок 3.
Для патентоведов

Очень важно иметь четкое законодательство в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, чтобы светлым изобретательским умам было легче отбиваться от своих конкурентов, особенно зарубежных. Отсутствие такового во времена А.С. Попова дало возможность его "визави" получить патент. Правда, приоритет признали только в Англии, ни в Германии, ни во Франции и даже на его родине Италии первенство Маркони признано не было.

Дабы избежать обвинений в несправедливом восхвалении соотечественника, цитируем зарубежных ученых того времени. Пьерар (Франция) пишет: "Маркони взял передатчик Морзе, катушку Румкорфа, воспользовался колебаниями Герца, искровым вибратором Риги, рубкой Бранли, автоматическим декогерированием Лоджа, воздушным стержнем и заземлением Попова – и все это соединил". Английский физик Леджет говорит: "Маркони воспользовался той формой антенны, какую изобрел Попов, и когерером Бранли". Итальянский ученый Риги – учитель Маркони, в 1902 году издал книгу "Беспроволочный телеграф", в которой он пишет: "Беглый взгляд на вибратор Маркони, фигурирующий в его первоначальном английском патенте от 2 июня 1896 года, показывает его полную идентичность с известным вибратором Риги. Прибор для обнаружения волн есть не что иное, как когерер Лоджа. Применение реле для замыкания тока, так же как звонкового молотка для встряхивания когерера, наконец, применение антенны, во всяком случае, для приема мы находим уже у Попова, который опубликовал описание своего прибора еще в 1895 году, в то же время как Маркони взял свой первоначальный патент 2 июня 1896 года. В отношении основных частей своего аппарата Маркони не может, следовательно, претендовать на приоритет".

Ссылаясь на наиболее часто цитируемый отечественный библиографический справочник Ю.А. Храмова "Физики" за 1983 год, на 365 стр. читаем: "1894 год – А.С. Попов построил генератор электромагнитных колебаний – когерер и изобрел антенну. Однако отсутствие четких законов отстаивания приоритета в России привело к тому, что А.С. Попову неоднократно приходилось выступать в свою защиту перед общественностью".

А в США даже воспользовались отсутствием защищенных авторских прав, или, как это принято сейчас говорить, интеллектуальной собственности, и эксплуатировали примерно до 30-х годов прошлого столетия радиосистемы Попова, а не Маркони, авторские права которого были защищены более надежно. Звучат как предостережение слова Нобелевского лауреата 2003 года Виталия Гинзбурга, благодаря которому Нижегородский университет стал тоже "нобелевским", о том, что в последнее время Россия потеряла две "нобелевки".

Урок 4.
Для организаторов науки и техники, власть и финансы предержащих

Важно заметить, оценить и поддержать морально и, главным образом, материально пионеров науки и техники в своей стране, тогда и Отечеству послужите, а история, возможно, помянет Вас добрым словом. Можно вспомнить поучительные обстоятельства времен русско-японской войны. Заказ на радиофикацию русского флота был передан немецкой фирме "Телефункен". Немецкие же радиостанции оказались настолько низкого качества, что во время решающих сражений русские корабли оказались без связи.

Урок 5.
Для начинающих и эффективно работающих в своем Отечестве ученых

А.С. Попову неоднократно предлагали работу, естественно, с мощной материальной поддержкой в США и Англии. Однако из патриотических соображений великий ученый не покинул свою родину, которая, как нам кажется, для плодотворной творческой работы все-таки имеет благоприятный научный климат и традиции. Попов был, прежде всего, "счастлив тем, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи…"

Поэтому хочется обратиться с призывом к молодым ученым: будьте "радиоактивны", ищете сознательных спонсоров, возможно, бизнесменов и банкиров, среди которых замечены и выпускники Университета и, главное, не обеспечивайте своими светлыми умами другие страны!

В заключение хочу поблагодарить коллег за ценные замечания и всех сотрудников Университета, благодаря которым стало возможным напечатать эту статью.

rublen.jpg (8541 bytes)  №4 (2019) апрель 2004г.

  №4 (2019) апрель 2004г.

  №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

   №4 (2019) апрель 2004г.

 

icsfi[1].jpg (2350 bytes)

top100grey.gif (514 bytes)