С 1 СЕНТЯБРЯ 2003 года в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского началась реализация очередного проекта Темпус по внедрению в образовательный процесс магистерской программы "Математические методы анализа экономики". Данный проект осуществляется с учетом недавнего присоединения России к Болонской Декларации и ее участия в создании единого европейского пространства. Кроме того, реализация данного образовательного проекта нам видится как возможность сближения образовательных систем России и Запада. Это действительно важный шаг к адаптации российской системы высшего образования к требованиям Болонского процесса. Наш проект можно рассматривать как своеобразный вклад всех партнеров (ННГУ, Университета Роскильде и Университета Калабрия) и, конечно же, Европейской Комиссии, финансирующей проект, в процесс реформирования высшего образования в России. Успешная реализация проекта создаст благоприятную возможность для дальнейшего развития системы двухуровнего высшего образования (бакалавр – магистр) как минимум в Нижегородском государственном университете, а как максимум – в высших учебных заведениях Волго-Вятского региона (так как в рамках проекта предусмотрено распространение его результатов среди других вузов).
Безусловно, в данный момент рано говорить об успешной реализации проекта, но уже можно констатировать, что, благодаря плодотворной работе участников консорциума – ННГУ, Университета Роскильде и Университета Калабрии, созданы все условия для успешного осуществления проекта, а именно:
– в ННГУ образован Научно-методический совет под руководством ректора профессора Р.Г. Стронгина и рабочая группа по реализации проекта;
– в сентябре 2003 года в Университете прошла презентация проекта;
– 25 октября 2003 года был проведен семинар с участием наших зарубежных партнеров (Дания, Италия, Германия) по обсуждению содержания разрабатываемой магистерской программы.
На данный момент ведется разработка содержания новой магистерской программы, готовятся документы для ее лицензирования в Министерстве образования РФ. Трудность состоит в том, что мы должны учитывать имеющиеся российские стандарты с одной стороны, и требования, сложившиеся в государствах Европейского Союза, с другой. А как показывает практика, они не всегда, мягко говоря, совместимы. Но все же есть надежда, что общими усилиями с нашими зарубежными партнерами данная проблема будет преодолена.
В рамках подготовки содержательной части магистерской программы была организована стажировка российских участников в Университете Роскильде. Хочется особо отметить всестороннюю помощь и поддержку наших зарубежных коллег в подготовке магистерской программы.
В соответствии с проектом в ННГУ организована и успешно осуществляется лингвистическая подготовка сотрудников механико-математического факультета, факультета вычислительной математики и кибернетики и экономического факультета. Преподавание английского языка ведется в нескольких группах. Знание языка поможет нашим преподавателям, как при разработке новых учебных дисциплин по программе, так и для совершенствования ныне читаемых ими курсов.
Также большое внимание в проекте уделяется деятельности по повышению квалификации российских преподавателей.
Буквально в следующем месяце планируется организовать семинары в рамках педагогической подготовки сотрудников ННГУ. Предполагается приезд специалистов из зарубежных университетов-партнеров для обучения новым методам преподавания учебных дисциплин. У российских преподавателей появляется возможность изучить специфику преподавания непосредственно в европейских вузах и использовать данный опыт при организации учебного процесса в ННГУ.
Кроме того, предполагается организовать обучение преподавателей механико-математического факультета, экономического факультета, участвующих в проекте, математическим методам экономики с помощью западных специалистов в этой области.
Будут также организованы стажировки преподавателей ННГУ в Университет Роскильде и Университет Калабрии для подготовки новых учебных дисциплин в рамках новой магистерской программы.
Учитывается также необходимость повышения квалификации и административного персонала Нижегородского государственного университета.
В рамках проекта Европейской Комиссией предполагается выделение финансовых средств для закупки оборудования, обеспечивающего техническую сторону осуществления учебного процесса.
Безусловно, в успешной реализации нашего проекта заинтересованы студенты, которые непосредственно будут обучаться по новой магистерской программе. У них будет прекрасная возможность получить знания, позволяющие успешно конкурировать на рынке труда, стать специалистами международного уровня. В проекте предусмотрены и многочисленные студенческие стажировки, в ходе которых студенты будут обучаться в Западных университетах-партнерах, на практике реализуя одну из целей Болонского процесса.
В заключение хочется отметить, что осуществление нашего проекта является важным шагом к взаимному признанию дипломов, выдаваемых университетами-партнерами, к созданию единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса.
Мы надеемся, что данный проект будет успешно реализован. Тем более что первые месяцы его осуществления показали взаимную заинтересованность партнеров, стремление путем согласований и переговоров решать все проблемные вопросы.