block10.jpg (189801 bytes)

kn1g.jpg (5367 bytes)
kn2g.jpg (3929 bytes)
kn3g.jpg (4807 bytes)
kn4.jpg (3607 bytes)
kn5.jpg (1819 bytes)


rubred.jpg (8541 bytes)  №2 (2017) февраль 2004г.

rublen.jpg (8541 bytes)  №2 (2017) февраль 2004г.

rublen.jpg (8541 bytes)  №2 (2017) февраль 2004г.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Юрий Барышников

В начале марта исполняется 10 лет с момента организации в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского Центра "Образование". За прошедшие годы на базе Центра сложилась стройная, саморазвивающаяся система отбора и подготовки кадров, включающая подготовительный факультет и Центр дистанционного образования. С самых первых дней возглавляет это направление работы Университета д.ф.-м.н., проректор по дистанционному обучению КОЛДАНОВ Александр Петрович.

Наша справка: Колданов Александр Петрович (24.09.1949), окончил механико-математический факультет Университета в 1973 году, с 1973 по 1986 г. работал научным сотрудником в Научно-исследовательском радиофизическом институте, где защитил в 1980 г. кандидатскую диссертацию. С 1986 г. на преподавательской работе (доцент кафедры прикладной теории вероятностей ННГУ). А.П. Колданов в 1994 г. возглавил вновь созданный Центр "Образование" ННГУ, работал деканом подготовительного факультета (1998-2000). Он заведующий кафедрой довузовской подготовки (1998), руководитель Центра дистанционного образования (1999), проректор ННГУ по дистанционному обучению (2000). В 2002 г. А.П. Колданов защитил докторскую диссертацию на тему: "Устойчивые методы статистического анализа радиофизических наблюдений", он автор более 70 научных и научно-методических работ, член-корреспондент Российской академии естественных наук (2003), лауреат премии Нижнего Новгорода в области образования (1999).

– Александр Петрович, 10 лет назад был сделан первый шаг в направлении организации в Университете новой системы отбора и подготовки абитуриентов. Не правда ли, прекрасный повод оглянуться назад, оценить уже сделанное, наметить новые рубежи?

– 16 марта 1994 г. вышел приказ ректора ННГУ профессора А.Ф. Хохлова "О создании интенсивных консультационных курсов по математике" (прообраз нынешнего "Интенсива". – Ред.). Это была реакция ректората Университета на нашу инициативу по организации новой системы подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Суть предложения была достаточно проста: перейти на "штучную" подготовку абитуриентов в группах по 5-6 человек. Оплата несколько возрастала, но качество подготовки становилось принципиально иным. С марта по июнь отрабатывали новую методику на двух группах и почувствовали: дело пойдет! Действительно, уже летом в малых группах готовились к экзаменам по математике, иностранному языку и ряду других дисциплин в общей сложности около 90 человек. Тогда нам казалось, что мы достигли заметного успеха. Сейчас первые шаги вызывают улыбку, ведь на сегодняшний день аналогичную подготовку проходят около 5000 абитуриентов!

В начале сентября был организован Центр "Образование", однако я считаю датой рождения новой системы подготовки абитуриентов именно 16 марта 1994 г. Буквально сразу же после организации Центра были "посеяны семена" и системы дистанционного образования. История этого дела довольно любопытна и поучительна. После завершения вступительных экзаменов первый проректор ННГУ профессор Р.Г. Стронгин предложил мне, в ту пору председателю приемной комиссии по математике, написать и разослать благодарственные письма в адрес тех школ, выпускники которых получили отличные оценки на экзаменах по математике. Замечу, экзамены по математике в Университете всегда считались и считаются наиболее сложными, поэтому абитуриентов-"пятерочников" было совсем немного. Такие письма были подготовлены, и, к нашему удивлению, среди элитных нижегородских школ N№40, N№82, N№36 и ряда других, оказались школа N№14 г. Балахны, школа N№15 г. Заволжье, школа N№9 г. Бор, школа N№2 г. Дзержинска. Благодарственные письма по школам области я развозил лично и в беседах с директорами понял простую вещь: нас (Университет) ждут в районах, хотят с нами работать, но не знают, как выстроить взаимодействие. Возможности ННГУ в те времена были заметно скромнее, чем сейчас, тем не менее, мы нашли достаточно простое решение, которое с незначительными изменениями продолжает "работать". Сформировали группы преподавателей по 3-4 человека в каждой и эти группы стали, главным образом, на личном транспорте выезжать на занятия в районы области. Буквально к концу месяца около 500 ребят занимались с нашими преподавателями. Два года мы расширяли и укрепляли наши позиции: партнерами Университета стали школы Арзамаса, Выксы, Семенова, Чкаловска, Дзержинска, Бора, Балахны, Заволжья.

По договору с Министерством образования и науки Нижегородской области Университет в те годы включился в реализацию Областной программы "Одаренные дети". На протяжении почти 5 лет по 30 школьников из Нижегородской области ежегодно (!) были победителями Всероссийских олимпиад, а 3-5 лучших защищали честь России на Международных олимпиадах и, как правило, без призов не возвращались.

В 1996 г. в Университете организационно оформилась единая система работы со школьниками. Это было не простое суммирование всех структур, ведущих подготовку абитуриентов, а переход в иное качество. Как руководитель новой системы, я сразу отметил положительные тенденции: численность обучающихся на подготовительном отделении возросла в 2 раза и в 3 раза (!) на обычных подготовительных курсах. Сейчас это направление работы возглавляет декан подготовительного факультета Анатолий Григорьевич Коротченко, а обучаем мы не только наших ребят, но и школьников Кировской, Владимирской и ряда других областей Приволжского федерального округа.

Используя накопленный опыт работы со школьниками, в 1999 г. мы приступили к созданию в районах области факультетов дистанционного обучения (ФДО). Время показало, что сама форма факультетов дистанционного обучения была выбрана не только правильно, главное – она отвечала запросам и возможностям, говоря современным языком, потребителя. Традиционно московские вузы, создавая филиалы и представительства на местах, там же набирали и преподавателей, но лишь отдельные дисциплины читали столичные доценты и профессора. Не буду комментировать качество такой подготовки студентов, скажу лишь: Университет пришел в районы области фактически в полном объеме. Поясню свою мысль. Лекции на ФДО читают наши преподаватели – те самые, которые ведут те же дисциплины в Нижнем Новгороде. За возможность получить качественное университетское образование у себя дома "ухватились" не только абитуриенты и их родители, но и наиболее "продвинутые" главы районных администраций. Действительно, обучение на ФДО позволяет экономить время и минимизировать материальные затраты. Выгода очевидна!

В 2000 г. была разработана и принята Программа Губернатора Нижегородской области "Дистанционное образование" на 2000-2004 гг., утвержденная Министром образования РФ В.М. Филипповым и нацеленная, прежде всего, на широкое развитие системы высшего профессионального образования в Нижегородской области. Наш университет – головной исполнитель этой программы – еще ранее, в 1999 г., создал в своей структуре Центр дистанционного образования (ЦДО). ЦДО – учебное подразделение, ведущее подготовку дипломированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием без отрыва от места жительства и производства. В рамках Программы мы открыли в 2000 г. ФДО в городах Бор, Павлово, Дзержинск и Выкса. Самые добрые слова хочу сказать в адрес Владимира Александровича Иванова, главы администрации г. Бор, и Виктора Васильевича Куренкова, главы администрации г. Павлово (на фото в центре), которые первыми выделили и отремонтировали за свой счет (!) здания для ФДО, оснастили их мебелью и передали в безвозмездное пользование ННГУ. Губернатор, оценив первые успехи, выделил для ФДО 3 компьютерных класса. Теперь их, конечно, значительно больше и все имеют выход в Интернет.

Так мы начинали. А теперь – о дне сегодняшнем. В 2003/04 учебном году на всех ФДО по всем формам и программам подготовки обучалось свыше 7600 студентов. Статистика по факультетам выглядит следующими образом: Бор – 1059 студентов, Павлово – 1329, Дзержинск – 1609, Выкса – 653, Балахна (2001г.) – 659, Арзамас (2001) – 1024, Заволжье (2001) – 1061 и Сергач (2002) – 230. ФДО позволяют получить высшее профессиональное образование на базе имеющегося:

* среднего (полного) общего образования по очной форме за 5 лет, по заочной – за 5,5 лет;

* высшего образования – за 3 года 3 месяца;

* среднего профессионального образования (профильного – за 3 года 3 месяца, непрофильного – за 4 года). Возможно параллельное образование для студентов старших курсов аккредитованных вузов (срок обучения – 3 года 3 месяца).

ФДО позволяют получить среднее профессиональное образование на базе имеющегося:

* среднего (полного) общего образования (по очной форме) за 1 год 10 месяцев;

* среднего профессионального или высшего профессионального образования (сокращенная программа по заочной форме) за 1 год.

Обучение на ФДО организовано по очной и заочной формам без отрыва студентов от места жительства и работы с учетом специфики и удаленности района от областного центра.

Занятия на очном (дневном) отделении ведутся шесть дней в неделю. Студенты ФДО очной формы обучения получают отсрочку от призыва на военную службу. На заочном отделении регулярные установочные лекции и практические занятия проводятся 3-5 раз в неделю в течение семестра по расписанию или сессиям.

Зачисление студентов на места, финансируемые на очном отделении из местных бюджетов, производится по результатам конкурсного отбора, на все остальные – после успешно пройденного вступительного собеседования, заключения договора с ННГУ и внесения платы за обучение. Выпускникам факультетов дистанционного обучения выдается диплом государственного образца об окончании ННГУ. К слову, 812 человек, обучавшихся по программе второго высшего образования, такие дипломы уже получили. Обучение на ФДО ННГУ имеет свои особенности. Прежде всего, мы на первом же курсе стараемся искоренить порочную, но весьма распространенную у студентов мысль: я заплатил, а вы обязаны мне дать диплом. За 3,5 года работы было отчислено 616 студентов, 469 из них – за неуспеваемость.

Второе, у нас относительно высокие цены, почти в 2 раза выше, чем у наших "друзей-соперников" (ННГАСУ, НГТУ и др.). Тем не менее, качество и материальное обеспечение образовательного процесса таково, что к нам идут более охотно, чем в более "дешевые" вузы. Наметилась любопытная тенденция: в последние 2 года на ФДО поступают много сильных ребят, которые по своим способностям вполне могли бы учиться в Нижнем Новгороде. Значит, "плюсы" нашего подхода становятся все более очевидными. Третье, на всех ФДО ведется подготовка по специальностям: Экономика и управление на предприятии (в машиностроении); Государственное и муниципальное управление; Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Финансы и кредит; Юриспруденция. Но по заявкам администраций районов мы открываем новые специальности. Например, в г. Бор дополнительно ведем обучение по специальностям: История, Химия, Химические технологии, Прикладная математика и информатика, Информационные системы, Математические методы в экономике, Экология, Социальная работа. Можно видеть, что отнюдь не все перечисленные специальности относятся к блоку гуманитарных. Для выполнения обязательных лабораторных работ по химии и экологии своих студентов мы привозим на центральную площадку в Нижний Новгород.

В ближайших планах "запустить" филиалы в г. Кстово и г. Богородске, их промышленные комплексы остро нуждаются в высококлассных специалистах.

– Вокруг системы дистанционного образования ведется немало споров. Отдельные "теоретики" стремятся свести ее к диалогу студент – компьютер.

– Наша страна нуждается в открытом образовании, доступном для людей различного социального статуса, проживающих в любом ее уголке. Мы идем именно по этому пути. Насыщая ФДО современной компьютерной техникой, создавая виртуальные учебные курсы и пособия, электронные базы данных, считаем, что в воспитании специалиста ХХI века личность преподавателя играет огромную роль. Именно поэтому организуем до 120 поездок в неделю наших преподавателей на ФДО. Дистанционное обучение – удобный способ сделать образование более доступным и не потерять его качества.

– Еще один вопрос, интересующий читателей газеты "Нижегородский университет": будет ли видоизменяться система олимпиад для абитуриентов и какова ее роль на сегодняшний день?

– Система олимпиад сложилась в Университете давно и стала мощным средством выявления талантливой молодежи. С другой стороны, победители олимпиад пользуются значительными льготами при поступлении в ННГУ и поэтому интерес к ним вполне оправдан. Областная олимпиада школьников, как третий этап Всероссийской олимпиады, проводится на базе ННГУ по математике, информатике, физике, химии, биологии, экологии, истории, праву, экономике, географии, русскому языку и литературе. Подготовка к ней – чрезвычайно ответственное дело, и мы привлекаем к составлению заданий и в жюри опытнейших преподавателей. Зато результаты радуют: счет нижегородцев-победителей Всероссийских олимпиад идет уже на десятки!

Традиционно в районах области большой интерес вызывает олимпиада "Таланты земли нижегородской" (математика, информатика, физика, химия, биология, история, русский язык и литература). В ней не имеют право принимать участие школьники Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса и Сарова. Анализ результатов Областных олимпиад показал, что именно представители указанных городов получают львиную долю наград и конкурировать с ними ребятам из сельских школ по объективным причинам довольно сложно. И дело здесь не столько в личности участника, сколько в тех условиях, в которых он живет и учится. В этом году олимпиада "Таланты земли нижегородской" проводится в 6-ой раз, и мы располагаем статистикой по ее победителям: почти все ребята учатся в Университете только на "4" и "5". Они выдержали сложнейший конкурс, на 1 – 2 курсах догоняли сверстников из элитных школ, а догнав, в большинстве своем, вырвались вперед! Считаю, через эту олимпиаду мы дали "путевку в жизнь" многим по-настоящему талантливым ребятам.

20 марта мы будем подводить итоги олимпиады. Опыт показывает, что подведение итогов превращается в настоящий праздник и для участников, и для организаторов! На него приезжают семьями, большинство ребят впервые в жизни видят живого министра, академика, ректора вуза, банкира, журналиста, спонсора (корпорация Intel и НБД-Банк – спонсоры олимпиады). Впечатлений – масса, кроме того, победителей ждут ценные подарки от спонсоров. Так и надо – с праздника начинать дорогу в новую большую жизнь!

Руководство ННГУ постоянно ищет новые формы привлечения талантливой молодежи в Университет. В прошлом году Министерство образования и науки Нижегородской области, ННГУ, ИПФ РАН, ИМХ РАН, ИХВВ РАН и ИФМ РАН учредили новую олимпиаду для школьников "Будущие исследователи". Это олимпиада очень высокого уровня, рассчитанная на тех ребят, которые уже в школе через НОУ приобщились к науке. Проводится олимпиада по физике, химии и математике в два тура. В первом туре участники решают задачи повышенной сложности, во втором – соревнуются в искусстве эксперимента. Не только победители, но и многие участники этой олимпиады, думаю, со временем могут вырасти в серьезных ученых.

Поделюсь еще одной нашей задумкой: в стадии проработки находится вопрос об организации олимпиады подобного уровня, но гуманитарной направленности "Знатоки русской словесности". Проводиться она будет по русскому языку, литературе и истории. Будущие филологи, историки и лингвисты, возьмите эту информацию на заметку и начинайте готовиться!

МЫ БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ УЧИТЬСЯ!

Юрий Барышников

11 ФЕВРАЛЯ новым деканом радиофизического факультета избран профессор А.В. Якимов.

Наша справка: Якимов Аркадий Викторович (22.08.1945), доктор физико-математических наук (1988), профессор кафедры бионики и статистической радиофизики (1990), с 1995 до 2004 года заместитель декана по научной работе. В 1967 г. окончил радиофизический факультет Университета по специальности "Радиофизика и электроника". Тема докторской диссертации: "Физические модели и анализ флуктуаций и шумов в твердотельных генераторных системах СВЧ".

С 2001 г. он соруководитель (совместно с профессором Александром Александровичем Мальцевым) основанной ранее профессором Аскольдом Николаевичем Малаховым Ведущей научной школы России "Флуктуации в нелинейных системах различной физической природы, новые подходы к обработке, синтезу и передаче случайных негауссовых сигналов", имеющей статус Президентской программы и поддержанной РФФИ. А.В. Якимов автор более 150 научных работ, опубликованных в ведущих научных журналах страны и за рубежом. Соавтор трех монографий "Флуктуационные явления в полупроводниковых автоколебательных системах", "Флуктуации в твердотельных системах СВЧ", "Флуктуации в автоколебательных системах. Анализ с помощью ЭЦВМ", двух учебников "Функция и методы ее анализа в высшей математике", "Анализ функциональных и вероятностных связей в высшей математике".

Руководил выполнением ряда международных проектов; в 1999-2003 годах - грантом программы НАТО "Наука для Мира", установил научные контакты с университетами Палермо (Италия) и Эйндховена (Нидерланды); назначен академическим советником по Соглашению о сотрудничестве между ННГУ и Университетом Палермо (2001), член редколлегии журнала "Известия вузов. Радиофизика", член диссертационного совета Д 212.166.07 при ННГУ.

– Аркадий Викторович, разрешите от имени читателей и Редакции газеты "Нижегородский университет" поздравить Вас с избранием на должность декана радиофизического факультета и пожелать успехов в работе!

– Спасибо. В следующем году нашему факультету исполняется 60 лет. Это – солидный возраст. Много пройдено, много достигнуто; увы, как и у всей страны, у нас существует достаточно проблем, требующих незамедлительного решения. Говорю это, так как 9 лет проработал в прекрасной команде, созданной нашим бывшим деканом, а ныне проректором ННГУ по развитию профессором С.Н. Гурбатовым. Сотрудники, заведующие кафедрами, работники деканата – все мы установили плодотворный деловой контакт и продолжаем активно работать над развитием факультета. Подтверждением нашей "прочности" явилось "изъятие" 29 декабря прошлого года ректором Университета Романом Григорьевичем Стронгиным сразу двух руководящих работников – С.Н. Гурбатова и Л.Ю. Роткова с целью перевода их в ранг проректоров. Считаю, что решение Романа Григорьевича свидетельствует о высокой степени доверия радиофизическому факультету.

Разумеется, в коротком интервью невозможно отразить все аспекты деятельности радиофака и подробно рассказать даже о ближайших планах. Остановлюсь, с моей точки зрения, на главном.

Основой наших успехов в науке и образовательной деятельности является уникальный кадровый потенциал. На факультете работают 32 доктора и 59 кандидатов наук, среди них лауреат Ленинской премии академик РАН В.И. Таланов, члены-корреспонденты РАН С.В. Гапонов, А.А. Андронов, В.А. Зверев, заслуженные деятели науки РФ В.Б. Гильденбург, А.Г. Кисляков, Н.С. Степанов. Высокое звание лауреата Государственной премии в области науки и техники носят 11 преподавателей: В.Б. Гильденбург, С.Н. Гурбатов, А.Г. Кисляков, А.И. Саичев, А.А. Андронов, С.В. Гапонов, В.А. Зверев, З.Ф. Красильник, М.И. Петелин, А.И. Пихтелев, З.М. Славинский. На факультете работают руководители 8 (!) Ведущих научных школ, 6 лауреатов Государственной научной стипендии, 9 Соросовских профессоров и доцентов. Мы активно привлекаем к преподавательской деятельности сотрудников ИПФ РАН и ИФМ РАН, а также других НИИ, то есть тех ученых, которые сами ведут исследования на переднем крае мировой науки.

В 2003 г. двое наших преподавателей – Кудрин Александр Владимирович и Оболенский Сергей Владимирович – защитили докторские диссертации. Кандидатами наук стали Иванова Алена Борисовна, Перов Михаил Юрьевич и Хрулев Алексей Евгеньевич. Особенно меня радует то обстоятельство, что средний возраст профессорско-преподавательского состава факультета составляет всего 48 лет! Готовить высококлассных специалистов, даже обладая очень сильными кадрами, на морально устаревшем оборудовании невозможно. Отдельной кафедре трудно купить хороший лазер, набор осциллографов и генераторов сигналов. Но резервы у нас есть: мы научились зарабатывать серьезные деньги. Если в 1995 г. объем привлеченных за счет научной деятельности средств составил всего 506 тыс. рублей, то в 2002 г. достигнута отметка почти в 10,5 млн. рублей. Особый оптимизм вызывает рост объема грантов РФФИ (включая гранты Ведущих научных школ) и хоздоговорных работ.

На кафедрах, не считая наши компьютерные классы и Лабораторию Интел, имеется более 110 компьютеров, подключенных к Интернет. Это дало нам возможность для освоения новых компьютерных технологий.

В конце 2002 года, при поддержке ИПФ РАН и ИФМ РАН, приобретена факультетская лицензия National Instruments стоимостью около 307 тысяч рублей. На сегодняшний день, благодаря наличию этой лицензии, руководство Университета согласилось вложить в данном направлении еще около 282 тысяч рублей. В результате мы получим вузовскую лицензию и годовую поддержку National Instruments. Таким образом, на нашем факультете ведется целенаправленная работа по обновлению приборного парка.

– Всегда считалось, что учиться на радиофаке трудно, но интересно и престижно. Какие изменения в работе с молодежью произошли за последние годы?

– Факультет перестанет существовать, если не будет обеспечен стабильный полноценный прием студентов. У нас существуют различные формы профессиональной ориентации школьников. Много лет работает воскресная физико-математическая школа для учеников выпускных классов, существующая в настоящее время в рамках подготовительного факультета. Ведется целенаправленная работа в лицее N№40 и ряде других школ. В качестве одной из форм подготовки к вступительному тестированию используется подготовка ученических диссертаций. Хотя в целом по Университету есть замечания по данной форме работы со школьниками, наш факультет выглядит здесь достаточно хорошо вследствие продуманной системы аттестации защищаемых диссертаций. Работает Научное общество учащихся. По-прежнему действует традиционная система “потомственной” подготовки радиофизиков. Мы все знаем о надвигающейся на нас “демографической яме”. Рассчитывать на сохранение большого потока сильных абитуриентов не приходится. Надо изыскивать новые методы пропаганды факультета, не забывая при этом хорошо проверенные “старые” методы. Времена изменились, но спрос на наших выпускников по-прежнему высокий. Сохранение устойчивого интереса к нашим выпускникам обуславливается, в частности, постоянной работой по совершенствованию системы подготовки на факультете. В настоящее время у нас осуществляется подготовка специалистов, бакалавров и магистров.

Руководство факультета и его преподаватели осознают необходимость дифференцированной подготовки студентов. Научные учреждения и высшая школа требуют от нас относительно небольшого количества выпускников. Эти потребности могут обеспечить магистратура и аспирантура. Многочисленные научно–промышленные предприятия города и области тоже нуждаются в наших студентах. Их требования имеют свои особенности. Однако наш основной подход к обучению – учить учиться – останется, как мне кажется, всегда актуальным.

Радиофизический факультет обладает замечательным кадровым потенциалом, к нам идет талантливая молодежь, наши идеи и разработки востребованы уважаемыми заказчиками, как отечественными, так и зарубежными. Уверен, что до тех пор, пока мы будем любить свой факультет, гордиться им и считать за честь быть его сотрудниками, нам не будут страшны никакие проблемы и нас не сломят никакие политические перестройки!

rublen.jpg (8541 bytes)  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

  №2 (2017) февраль 2004г.

 

icsfi[1].jpg (2350 bytes)

top100grey.gif (514 bytes)