block10.jpg (189801 bytes)

kn1g.jpg (5367 bytes)
kn2g.jpg (3929 bytes)
kn3g.jpg (4807 bytes)
kn4.jpg (3607 bytes)
kn5.jpg (1819 bytes)


rubred.jpg (8541 bytes)  №1 (2016) январь 2004г.

rublen.jpg (8541 bytes)  №1 (2016) январь 2004г.

rublen.jpg (8541 bytes)  №1 (2016) январь 2004г.

rublen.jpg (8541 bytes)  №1 (2016) январь 2004г.

rubglred.jpg (9691 bytes)  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ

Нина Баженова

В конференц-зале Университета продолжает работу выставка живописных работ известных нижегородских художников Ивана и Светланы Ворожейкиных "По первому снегу".

Иван Ворожейкин – выпускник исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, который он закончил в 1994 году, а в 1997 г. Иван стал выпускником Московского государственного открытого педагогического университета по специальности "Преподаватель изобразительного искусства". Сейчас Иван Николаевич получает второе высшее образование в нашем университете на юридическом факультете. В 1998 г. И. Ворожейкин по результатам выставки "Большая Волга" был принят в Союз художников России, а в 1999 г. стал лауреатом Премии благотворительного фонда "Пушкинское Болдино", "Вдохновение". Работы художника находятся в частных коллекциях России, США, Австралии и других стран.

Лауреат Премии благотворительного фонда "Пушкинское Болдино",
член Союза художников РФ И.М. Ворожейкин.
Фото В.Громова, 2003 г.

Осуществилась давняя мечта Ивана – совместная выставка с женой Светланой.

Светлана Ворожейкина после окончания художественной школы поступила в Городецкое педагогическое училище, на художественно-графический факультет, а затем училась в Чувашском государственном педагогическом институте. Вместе с мужем она участвовала в московских выставках, где были представлены работы, выполненные в манере городецкой росписи. Светлана работает в разных жанрах, отдавая предпочтение акварельному пейзажу и натюрморту.

Техника акварели известна очень давно, ее знали еще в древнем Египте и Китае, она использовалась в средневековых миниатюрах. Поздняя готика и эпоха Ренессанса выдвинули в Западной Европе плеяду выдающихся мастеров акварели: в Нидерландах братьев Лимбург и Губерта ван Эйка, во Франции Жана Фуке, в Германии – Альбрехта Дюрера – крупнейшего художника эпохи Возрождения. В своих пейзажах Дюрер предвосхитил достижения акварелистов, живших несколько столетий спустя. Акварели Дюрера поражали свежестью, чистотой, ясностью красок, они необычайно современны. Выдающийся представитель голландской живописи Рембрандт ван Рейн (1606-1668) достиг величайшего совершенства в искусстве акварели, работая пером.

Английский акварельный пейзаж ХVIII века представлен в первую очередь Т. Гейнсборо (1727-1788), а позднее маринистом Р. Бонингтоном, У. Тернером (1775-1851). Их акварели отличает прозрачность и свежесть красок, создающих необыкновенные эффекты передачи света, глубины пространства.

Одним из самых выдающихся акварелистов Франции первой половины ХIХ века был Эжен Делакруа (1798-1863), акварелью работали Эдуард Манэ (1832-1883), Поль Сезанн (1839-1906), Поль Синьяк (1863-1935). Развитие русской акварели обязано творчеству М.М. Иванова (1748-1823), С.Ф. Щедрина. 20-30-е годы ХIХ века связаны с мастерами акварельного портрета – П.Ф. Соколовым (1791-1848), К.И. Брюлловым (1799-1852). К.И. Брюллов, безусловно, классик русской акварельной живописи, в его акварелях сочеталось высокое мастерство рисунка, тонкое чувство цветовых нюансов и высокое техническое мастерство.

Не менее талантливы акварели таких выдающихся мастеров, как Крамской (1837-1887), В.И. Суриков (1848-1916), М.А. Врубель (1856-1910).

Техника акварели сложна, требует от художника точного цветового мазка, его повышенной насыщенности и высокого мастерства рисунка.

В акварелях И. Ворожейкина ощущается рука мастера, в них видна завершенность и сюжетная содержательность. Художник уделяет большое внимание свету, им он достигает рельефности форм, в пейзажах ощущается большая пространственная глубина. Это особенно чувствуется в акварелях "Деревня Покровочка. Зима", "Холодный день". В акварелях много света и воздуха, которые ощущаешь при созерцании этих пейзажей.

Акварельные пейзажи И. Ворожейкина написаны яркими цветовыми пятнами, чистыми и прозрачными – "Разлив", в них присутствуют световые и цветовые контрасты – "Покров" и в этом они напоминают акварели Сурикова. В акварели возможны различные приемы письма, которые зависят от творческой индивидуальности художника. И. Ворожейкин пишет по влажному листу, использует и многослойную технику, например, в акварели "Осень", которая написана в сильной уверенной цветовой гамме густыми мазками, которые по своей насыщенности создают впечатление масляной живописи. Несмотря на насыщенность красок, акварели И. Ворожейкина сохраняют главное свое свойство – прозрачность. Техника акварели требует точности работы глаза, а это возможно только при большом техническом навыке, так как в акварели практически невозможны исправления. Этот навык и мастерство художника мы ощущаем и в сельском, и в городском пейзаже. Восхищают и работы Светланы Ворожейкиной, выполненные в технике холодного батика. В изящной изысканной колористической гамме выполнены натюрморты с цветами, необыкновенная сочность и богатство красочных сочетаний говорят о тонком восприятии цветовых нюансов природы.

Особые чувства вызывают жанровые сценки, в которых слышны отголоски городецкой росписи, но выполненные в оригинальной авторской манере – "Ксюша по воду пошла", "Банный день" и др. Чистота и сочность красок, тонко выписанные детали, оригинальность композиции делают эти работы самобытными, неповторимыми и свидетельствуют о неисчерпаемости наших русских талантов.

Выставка Светланы и Ивана Ворожейкиных "По первому снегу" продлится в конференц-зале ННГУ до конца января.

СОЮЗ НАУКИ И ИСКУССТВА

Наталья Кузнецова

В Музее науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория" 13 ЯНВАРЯ, в канун старого Нового года, состоялось открытие выставки нижегородских художников "Союз науки и искусства". Новая выставка не просто очередное событие в культурной жизни Университета, а юбилейная, итоговая экспозиция. Музеем ННГУ за прошедшие 15 лет организовано 100 выставок нижегородских мастеров живописи, графики, декоративного искусства и народных художественных промыслов!

Организация художественных выставок в Нижегородском государственном университете имеет своей целью эстетическое воспитание студентов посредством приобщения их к изобразительному искусству, такая деятельность практикуется во многих вузах мира. Успех первых выставок у требовательного университетского зрителя, профессиональный подход к экспонированию произведений искусства, радушный прием, оказанный художникам со стороны ректората, сделали свое дело: число заявок на выставки быстро росло, формировалась программа выставочной деятельности, в основу которой была положена задача широкого ознакомления студентов и научной общественности с достижениями нижегородского изобразительного искусства, с творчеством его наиболее ярких представителей.

Целенаправленная работа по приобщению университетской общественности к культурной жизни Нижнего Новгорода началась с приходом в Музей профессионального искусствоведа и члена Союза художников России Татьяны Ильиничны Емельяновой. За прошедшие годы благодаря ее огромному опыту (с 1970 г. по 1984 г. Т.И. Емельянова заведовала научно-экспозиционным отделом Горьковского художественного музея) наш выставочный зал полюбился любителям искусства и художникам, стал одним из лучших в городе. Открытие каждой экспозиции сопровождается искусствоведческим анализом и изданием информационного буклета.

Одними из первых оценили достоинства новой выставочной площадки известные нижегородские керамисты Татьяна и Валерий Гришины. Настоящим праздником для Университета стала экспозиция их художественной керамики: скульптуры и рельефные панно, декоративные вазы и блюда с нарядной полихромной росписью радовали и восхищали не только студентов, но и маститых профессоров. На юбилейной выставке керамика этого замечательного дуэта снова украшает экспозицию. Музей на свой праздник пригласил своих постоянных участников, чьи работы, сменяя друг друга, многие годы демонстрировались в выставочных залах Университета.

Юбилейная экспозиция построена на стремлении показать самые разные виды и жанры искусства, которые в течение долгих лет представлялись университетским зрителям. Перед взыскательной публикой предстали лирические пейзажи живописца Николая Мочалина ("Осенняя дорога", "Голубой день. Озеро"), Михаила Уткина ("Весенние воды"), Вячеслава Щелокова ("Осень в парке" – подарок автора ННГУ). Глазами художников мы увидели наш край, его легендарные места и заповедные уголки, ощутили обаяние старого Нижнего в пейзажах Р. Соснина. Большим успехом постоянно пользуются произведения Нины и Александра Куликовских. Потрясающее великолепен мир цветов в исполнении Нины Куликовской ("Праздничная" – подарена Университету). С полотен Александра Куликовского загадочно смотрит на нас удивительно прекрасная молодая женщина ("Нина"). Посетителю, безусловно, запомнится мощная темпераментная живопись В. Грачева, монументальное произведение А. Краева "Русский реквием", экстравагантная декоративная композиция Н. Панковой "Розы", насыщенное по цветовой гамме произведение Жанны Семенцовой "Разговор", лирические по настроению холсты В. Крылатова "Соловецкая старушка", "Черемуха цветет". Хорошо известна и любима университетской публикой молодая художница Ангелина Курантова – автор возвышенно-романтических образов, покоривших сердца зрителей ("Боже, как прекрасен твой мир", "Гимн для сентября", "Небо августа").

Нижегородская графика представлена известными именами, среди которых мастера гравюры, владеющие трудными техниками ксилографии и офорта: А. Бутусов ("У вечного огня"), А. Щелоков (работы из серии "Прогулки с прадедом"). Высокую оценку дали зрители графическим произведениям Ю. Демина, Натальи и Сергея Квач ("Интерьер с яблоками" и "Витражи воспоминаний"). Отзывы, полные восхищения, заслужили акварельные работы. Свое видение мира и виртуозное использование технических приемов этого искусства продемонстрировали В. Величко ("Макарий к вечеру"), В. Рекин ("Вечер" и "Ночь" из цикла "Время покоя"), И. Ворожейкин ("Вечереет", "Утро"), С. Юсова ("Белые цветы"), Е. Грачева ("Цвет весны"), Т. Быкова ("Деревня Озерки").

За минувшие годы в Музее ННГУ состоялось 15 выставок народного и профессионального декоративного искусства. Представляя изделия прославленных художественных промыслов – хохломскую и городецкую росписи по дереву, резьбу ковшей и ложек, традиционные нижегородские вышивки, работы мастеров Павлова и Казакова, сотрудники Музея стремились подчеркнуть самобытность, уникальный характер различных видов народного творчества, показать масштаб творческой личности ведущих художников. На открывшейся выставке вновь представили свои работы: А. Соколова (городецкая роспись) и Н. Гущин (хохломская роспись).

Мир сказочных, фантастических образов, парад форм и красок открывается зрителям в произведениях профессионального декоративно-прикладного творчества: резные иконы в кружеве цветной бересты, выполненные с ювелирной тонкостью Е. Карповой и А. Пьянковым, изысканная вышивка Н. Чуркиной, деревянные скульптуры Б. Кучера. Фольклорная по духу, декоративная живопись А. Гладышевой ("Букет", "Осень"), выполненные в смешанной технике, разнообразные по цвету и фактуре батики О. Борисовой ("Во дворе"), Н. Кодочиговой ("Цветы и крылья"), и С. Ворожейкиной ("По первому снегу") не оставили зрителя равнодушным.

Музей ННГУ, превратившийся во вторую по значимости выставочную площадку, не только ведет летопись художественной жизни Нижнего Новгорода, но и сам принимает в ней живое участие: публикация буклетов о творчестве нижегородских художников, рецензий на выставки в местной прессе, телерепортажи из экспозиций – явное тому подтверждение. Думается, что и для Союза художников эти выставки имеют большое значение: художники получили умного и благодарного зрителя, общение с которым может дать новый импульс для творчества.

  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

  №1 (2016) январь 2004г.

 

icsfi[1].jpg (2350 bytes)

top100grey.gif (514 bytes)