|
№2 (2013) октябрь 2003г.
№2 (2013) октябрь 2003г.
РЕКТОР НОВЫЙ - ПРИОРИТЕТЫ ПРЕЖНИЕ
Юрий Барышников
10 ОКТЯБРЯ состоялась конференция трудового коллектива ННГУ, на которой новым ректором был избран бывший первый проректор, исполнявший обязанности ректора после безвременной кончины А.Ф. Хохлова, Роман Григорьевич Стронгин. На конференции присутствовали 187 делегатов из 196 избранных. Результаты голосования: “За” – 184, “Против” – 2 , воздержавшихся нет, 1 бюллетень не получен – наглядно продемонстрировали высокую степень доверия коллектива Университета к новому руководителю.
Наша справка: СТРОНГИН Роман Григорьевич, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента России в области образования, лауреат премии Нижнего Новгород в номинации “Высшая школа”, почетный работник высшего образования России. Награжден орденом “Знак Почета” и медалью “За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения”. Действительный член Российской академии естественных наук и Академии гуманитарных наук. Заслуженный профессор ННГУ.
Бессменный руководитель кафедры математического обеспечения ЭВМ. Создатель нового научного направления в области теории и методов выбора решений на основе сложных оптимизационных моделей. Автор более 290 научных работ, среди них 4 монографии. Руководит работой крупного научного коллектива. За последние годы подготовил 3-х докторов и более 10 кандидатов наук. Р.Г. Стронгин – член Совета по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Нижегородской области, член Комитета по присуждению премий города Нижнего Новгорода. Ведет большую общественную работу: ответственный редактор серий “Математическое моделирование и оптимизация” и “Математика” Вестника Нижегородского госуниверситета. Член редколлегии “Journal of Global Optimization” (1990-1998 гг.) и редколлегии международного научно-теоретического журнала “Известия высших учебных заведений. Математика” (с 1998 г.).
Р.Г. Стронгин – известный организатор системы высшего образования России. Он предложил и развивает новую модель университета как сочетание традиционных “вертикальных” структур, обеспечивающих развитие научных школ и подготовку высококвалифицированных кадров на базе научных исследований, и “горизонтальных” структур, ориентированных на быструю адаптацию в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг. Многое сделал для интеграции Университета в европейское образовательное пространство.
Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные выдержки из программного выступления Р.Г. Стронгина и выступлений делегатов в прениях.
Из выступления Р.Г. Стронгина:
…Задача удвоения валового внутреннего продукта, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным, включает серьезные ожидания и от сферы образования. В сентябре Российская Федерация официально подписала Болонскую декларацию. Одновременно Президентом России поставлена задача решительного увеличения экспорта нашего высшего образования. Выделены также приоритеты экспорта образования в страны СНГ и повышения международной роли русского языка.
Теперь уже мы говорим не о вхождении в строящееся европейское образовательное пространство, а нашем участии в его формировании. Сама по себе соответствующая работа не является чем-то абсолютно новым для российского высшего образования и для нашего университета. Мы ввели систему бакалавров и магистров, экспериментируем с новыми оценками. Выполнили проекты по взаимному признанию образовательных программ с Италией, Францией, Данией. На последней коллегии Минобразования РФ, состоявшейся 7 октября, было заявлено, что не следует ожидать некой спущенной сверху системы взаимного признания. Следует опираться на уже имеющийся опыт вузов, наиболее продвинутых в этом отношении.
Наша страна стоит на пороге вступления в ВТО, а следовательно, в перспективе должна будет обеспечить такое взаимное признание со всеми странами, входящими в эту организацию. Опасность состоит в возможной “Макдональдинизации” высшего образования, заключающейся в тиражировании унифицированных форм и копировании американской модели. Главное, что можно противопоставить развитию такой негативной тенденции – это обеспечение высокого качества образования, недостижимого в упрощенных унифицированных формах.
…Говоря об основных направлениях деятельности на ближайшие пять лет, прежде всего, хочу сказать: Нижегородский университет, исторически развивавшийся как университет исследовательского типа, должен сохранять эту линию развития! Для достижения указанной цели необходимо обеспечить дальнейшее развитие и укрепление научных и научно-педагогических школ ННГУ. Задачей принципиальной важности является вовлечение талантливой молодежи в научно-педагогическую деятельность, всемерное содействие укреплению кафедр и научных лабораторий, вокруг которых обычно формируются научные школы. Исключительную роль играет наращивание нашего сотрудничества с Российской академией наук, являющейся мировым центром фундаментальных исследований.
Мы должны также продолжать и расширять сотрудничество с отраслевыми институтами, ведущими мировыми фирмами и международными фондами. Как показывает практика, это одновременно открывает эффективные пути создания учебно-научных центров и оснащения их современным оборудованием. При этом возникают и новые востребованные направления подготовки для наукоемких областей профессиональной деятельности.
В области образовательной деятельности Университет должен расширять спектр предлагаемых программ и форм их освоения. Должен сказать, что делается в этом направлении немало. Мы только что открыли подготовку по направлению информационные технологии, вышли с предложениями по таможенному делу и по нелинейным явлениям в открытых системах приступили к подготовке специалистов по наноэлектронике. Особую роль играет развитие территориально распределенной системы дистанционного образования, расширяющей возможности получения университетского образования для граждан, проживающих за пределами Нижнего Новгорода.
В декабре 1994 года Ученый Совет принял стратегическое решение по вопросу о гуманитарном развитии Университета. В следующем году исполняется 10 лет этому событию. Следует вновь вернуться к проблемам гуманитарного развития. Посмотреть и оценить то многое, что было сделано за десятилетие. Наметить новые ориентиры.
Новой задачей является усиление роли Университета как центра инновационной деятельности, которая обретает особое значение в обществе, основанном на знаниях. Мы выполняем большой международный проект по созданию в ПФО 30 контактных точек Европейской Комиссии по вопросам инноваций. Летом вышли в Правительство Нижегородской области с предложением о создании кластера инновационного развития на базе ННГУ. Это предложение вошло как основное в проект Программы превращения Нижегородской области в зону инновационного развития, который был представлен вице-премьеру Б.С. Алешину, курирующему в Правительстве РФ вопросы науки и инноваций.
Все проникающая роль компьютера, телекоммуникационных сетей и информационных технологий рождает необходимость усиления работы по развитию общеуниверситетской программно-аппаратной среды, поддерживающей все виды информационной деятельности Университета. Нужно увеличивать объем электронных ресурсов библиотеки, перейти к практической работе по внедрению электронного документооборота и т. п. По-видимому, подошло время, когда мы должны разработать и принять концепцию информационного развития Университета.
Исключительно важной задачей является совершенствование системы воспитательной работы со студентами и аспирантами, ориентация ее на подготовку специалистов, обладающих наравне с высоким уровнем профессиональных знаний высокой духовной культурой. Возможно, что нужно принять концепцию воспитательной работы в ННГУ.
Решение перечисленных задач требует значительных финансовых средств. Мы уже неоднократно говорили о том, что бюджетное финансирование покрывает не более одной трети наших затрат. Две трети мы должны зарабатывать сами!
Вместе с тем, нельзя видеть задачи коллектива и не видеть сам коллектив. Мы будем продолжать сложившуюся практику предоставления материальной помощи, условий для отдыха и лечения, поддержки ветеранов Университета и др. Нам предстоит решить непростые проблемы, связанные с нехваткой аудиторного фонда и мест в общежитиях и ряд других.
Университет заметно увеличил свои масштабы, приблизившись к крупным университетам Запада. Мы сильный, консолидированный коллектив с прекрасными традициями, имеющими глубокие корни. И в этом залог наших будущих успехов!
Из выступлений в прениях:
Академик РАН А.В. Гапонов-Грехов, член Ученого Совета ННГУ:
…Для меня Роман Григорьевич не только признанный ученый и блестящий педагог, прежде всего, он – член команды, которая обеспечила стремительное и весьма многоплановое развитие Нижегородского университета в течение последних 10 лет, вывела его в число лучших вузов страны. Насколько мне известно, эта команда после смерти Александра Федоровича Хохлова признала своим лидером Романа Григорьевича Стронгина. Новый лидер принимал самое активное, а во многих случаях определяющее участие в тех проектах, которые создали современное лицо Университета. Я совершенно убежден в том, что Роман Григорьевич обеспечит преемственность в продвижении коллектива ННГУ к новым успехам.
Академик РАН Г.А. Абакумов, член Ученого Совета ННГУ:
…Я около 40 лет знаю этого яркого, энергичного человека – Романа Григорьевича Стронгина. За прошедшие годы он вырос в крупного ученого и руководителя, свободно ориентирующегося в сложнейших и многообразных проблемах Университета. Думаю, мы все сделаем правильный выбор, если поддержим его кандидатуру!
В последние годы в ННГУ особенно динамично развивалась гуманитарная составляющая. Бесспорно, это очень важно в плане перехода к европейским стандартам образования. Но следует помнить, что славу и международное признание нашему университету принесли, прежде всего, представители естественно-научного направления. В непростой экономической ситуации необходимо найти средства и способы поддержки физиков, химиков и биологов, сохранить уникальные научные школы.
Декан радиофака, профессор
С.Н. Гурбатов:
…В современном понимании университет – это вуз, в котором много и плодотворно занимаются наукой. В ННГУ на сегодняшний день около 1000 аспирантов, тем не менее, далеко не все из них достаточно активны. Считаю одной из первоочередных задач создание программы по стимулированию научной деятельности молодых ученых.
Наши естественно-научные факультеты должны более активно заниматься внебюджетной деятельностью и выправить сложившийся дисбаланс с факультетами гуманитарного профиля.
Декан факультета международных отношений,
профессор О.А. Колобов:
…Одной из самых актуальных задач на современном этапе является повышение качества управления ННГУ в целом. Целесообразно предоставить больше автономии различным подразделениям, вместе с тем бюджет Университета должен стать более прозрачным. Нуждаются в уточнении и контрольные цифры по распределению доходов между факультетами и Университетом. Ошибочно полагать, что гуманитарии до сих пор могут легко обходиться пером и бумагой. Без решительного обновления материально-технической базы мы растеряем многие наши конкурентные преимущества.
P.S. В адрес нового ректора ННГУ поздравительные телеграммы направили Губернатор Нижегородской области Г.М. Ходырев: “…Уверен, что Ваш профессионализм и высокие личные качества помогут с успехом решать самые сложные задачи!”, мэр города В.Е. Булавинов: “…Желаю крепкого здоровья, счастья, неиссякаемой энергии, успехов в деле подготовки молодых специалистов, талантливых учеников и последователей!”, председатель ОЗС Е.Б. Люлин: “…Уверен, что Ваши знания и опыт будут успешно служить сохранению и приумножению традиций высшего образования!”
Редакция присоединяется ко всем тем поздравлениям, которые уже прозвучали в адрес Романа Григорьевича Стронгина, и желает ему вывести наш университет на новый этап развития!
№2 (2013) октябрь 2003г.
№2 (2013) октябрь 2003г.
№2 (2013) октябрь 2003г.
№2 (2013) октябрь 2003г.
№2 (2013) октябрь 2003г.
№2 (2013) октябрь 2003г.
|