block10.jpg (189801 bytes)

kn1g.jpg (5367 bytes)
kn2g.jpg (3929 bytes)
kn3g.jpg (4807 bytes)
kn4.jpg (3607 bytes)
kn5.jpg (1819 bytes)


rubred.jpg (8541 bytes)  №2 (2013) октябрь 2003г.

rubglred.jpg (9691 bytes)  №2 (2013) октябрь 2003г.

  №2 (2013) октябрь 2003г.

НАУКА БЕЗ СОВЕСТИ УБИВАЕТ ДУШУ

Минувшим летом, в рамках Петербургской встречи лауреатов Нобелевской премии состоялось “Алферовское чаепитие” – очередная встреча за круглым столом ученых, дипломатов и журналистов, посвященная на этот раз социальным последствиям научно-технического прогресса и ответственности ученых перед обществом. Самым острым было выступление швейцарского профессора Рихарда Эрнста, вызвавшее неоднозначную реакцию других участников. Через несколько дней он повторил его в развернутом виде, выступая с публичной лекцией в Санкт-Петербургском центре РАН, где удостоился бурных аплодисментов обширной аудитории. Возможно, читателям “Нижегородского университета” захочется ответить на вопросы, поставленные швейцарским ученым перед научным сообществом.

НАША СПРАВКА: Рихард Эрнст – почетный профессор Федерального технического института в Цюрихе (Швейцария). Лауреат Нобелевской премии по химии 1991 года за выдающийся вклад в развитие спектроскопии ядерного магнитного резонанса.

– Актуальность проблемы социальной ответственности ученых часто недооценивается научным сообществом. Достаточно беглого взгляда на программы научных конференций, чтобы убедиться: мы говорим почти исключительно о своих замечательных открытиях и нюансах исследований в ущерб трудной и неприятной социальной проблематике. Адресуясь к обществу, мы стремимся уверить его в важности нашей работы, в том, что она заслуживает дополнительного финансирования. Мы создаем впечатление, что фундаментальные исследования дают все ключи к благополучному и счастливому будущему: предоставьте нам существенную автономию и необходимую поддержку, и мы превзойдем самих себя! Но я убежден, что это не совсем так.

У многих наших сограждан, в том числе молодых людей, эти речи вызывают лишь раздражение. Некоторые из них пребывают в отчаянии, они не могут найти себя в нашем негуманном и прагматичном мире. Часто лишь наркотики помогают им примириться с отсутствием смысла жизни. Наука как таковая потеряла часть прежней привлекательности и славы для студентов.

Но кто должен обозначить достойные и притягательные социальные ориентиры? Кто позаботится о долгосрочных перспективах в нашем дезорганизованном обществе? Политика призвана блюсти закон и порядок, экономика – обеспечить благосостояние по возможности большего числа граждан. Сейчас для всех уже очевидно, что в политике и экономике практикуются сиюминутное мышление и безжалостность. Следствием дефицита этических ценностей и долгосрочного видения стали несправедливые войны с позиции силы, а рыночная экономика все больше расширяет пропасть между богатыми и бедными. Очевидно, есть потребность в международном институте, который взял бы на себя миссию по беспристрастному долгосрочному курированию происходящих в мире процессов. По мнению многих моих коллег, это курирование в значительной мере могло бы исходить от академического сообщества. Мы достаточно независимы для того, чтобы думать и свободно выражать свои мысли, не рискуя немедленно потерять работу. Мы воспитываем следующее поколение – не просто студентов, но, что более важно, ответственных граждан, которые, будем надеяться, организуют жизнь на планете успешнее, чем нам удавалось до сих пор.

Ясно, что эти долгосрочные заботы имеют мало общего с нашими научными пристрастиями, скажем, со спинами атомных ядер, изучение которых лично мне приносит большую радость, с физикой элементарных частиц, космологией или клонированием человека. Они, скорее, связаны с глобальными социальными задачами и этическими ценностями. Они соотносятся с перспективами нашей экономической системы и улучшением участи обездоленных. Я мечтаю об ответственном рынке, который заменит свободную рыночную систему. Наши усилия должны быть направлены на защиту окружающей среды, равно как защиту уникального культурного наследия народов. Но, возможно, самая важная наша задача – совершенствовать наднациональные институты и международное право, чтобы обеспечить стабильное будущее, которое, не в пример настоящему, не зависело бы от интересов одной-единственной нации или ее правительства.

Демократия распространяется не только на внутренние дела отдельных государств, но также и на отношения между государствами. Все вы знаете, насколько демократично и лишено какой-либо дискриминации наше научное сообщество. Почему бы не принять его за ролевую модель мира в целом? Конечно, я не предлагаю создавать в университетах отдельные департаменты по социальному планированию или глобальному прогнозированию. Но заниматься этим я считаю нашим общим обязательством. Мы должны превратить университеты в центры, излучающие культуру. Каждый из нас должен учиться действовать одновременно на двух уровнях. Первый, нижний, – это наша профессиональная активность, связанная с фундаментальной наукой, где мы стараемся “копать” как можно глубже, улучшая понимание природы и применяя его к некоторым проблемам современности. Второй, подчеркиваю, более высокий, уровень связан с охватом долгосрочных глобальных вызовов и опасностей.

Мы также должны отдавать себе отчет в возможных последствиях полной либерализации рынка образовательных услуг, уничтожающей ответственность правительств в этом важном секторе.

Надеюсь, мы сумеем выработать подходы к справедливому будущему во всех аспектах – социальном, экономическом и политическом. Но это невозможно сделать, находясь в маленькой персональной башне из слоновой кости. Необходимы активные академические коммуникации через междисциплинарные границы. Следует помнить, что далеко не все мировые проблемы наука в состоянии решить в одиночку, нам также нужны сострадание, понимание и мудрость, которые простираются намного дальше научных знаний, хранящихся в базах данных.

Позвольте напомнить слова Рабле, которые я часто цитирую: “Science sans conscience n’est que ruine de l’ame”, что можно перевести, как “Наука без совести убивает душу, разрушает культуру и может привести к всеобщей катастрофе”.

В заключение я хотел бы поставить несколько вопросов:

1. Готовы ли мы отвечать на социальные вызовы, когда они напрямую не связаны с тематикой наших исследований?

2. Должны ли мы преподавать студентам только науку или просвещать и воспитывать их всеми возможными путями?

3. Как надлежит улучшить междисциплинарный диалог исходя из наших обязанностей перед обществом?

4. Как вы относитесь к идее включать в программу каждой научной конференции одну-две лекции или целый симпозиум по социальной проблематике?

5. Как усилить наши национальные и международные академии с точки зрения их политического влияния?

Возможно, у моих уважаемых коллег другие приоритеты, и они считают, что нам нужно оставаться аполитичными, заниматься наукой и только наукой, тем самым сохраняя руки чистыми. Мне было бы крайне интересно выслушать и воспринять ваши аргументы – вплоть до того, что я изменю свое мнение, если они окажутся более убедительными!

К этому пожеланию присоединяется и редакция “Нижегородского Университета”. Считаем, что мнение наших преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов во многом определит вектор дальнейшего развития нашего Университета!

 №2 (2013) октябрь 2003г.

  №2 (2013) октябрь 2003г.

  №2 (2013) октябрь 2003г.

  №2 (2013) октябрь 2003г.

  №2 (2013) октябрь 2003г.

 

icsfi[1].jpg (2350 bytes)

top100grey.gif (514 bytes)