В Президентском послании Федеральному Собранию названы основные стратегические цели, стоящие перед Россией в XXI веке. В числе главных из них занятие РФ достойного места среди сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира.
За счет каких же ресурсов и с помощью каких механизмов может быть решена эта задача? Приведем несколько примеров.
Эксперты указывают на три группы мероприятий, использование которых позволит увеличить темпы экономического развития РФ.
Во-первых, это жесткий контроль перемещения капитала из России и в Россию. Эти потоки должны быть сбалансированы. Нужно прекратить инвестировать экономики других стран.
Во-вторых, сокращение оборота и потребления наркотиков. Вовлечение половины наркоманов в нормальную экономическую жизнь позволит увеличить темпы роста ВВП еще на 0,5–1% в год.
В-третьих, применение новых информационных технологий стратегического планирования деятельности фирм, предприятий, ведомств и т.д. По разным оценкам, эта мера позволит повысить эффективность деятельности вышеуказанных экономических субъектов не менее чем на 10–15%, а это еще 3–5% к темпам роста ВВП.
Национальные интересы России в значительной степени обусловлены геополитическим фактором. Специфика геополитического положения нашей страны состоит в том, что она занимает срединное место между восточной и западной цивилизациями, что делает ее своего рода "хранителем" мирового баланса сил. В силу сложившегося положения первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности территориального пространства.
"Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами", – подчеркивается в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ.
Национальная безопасность России в ХХI веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, с точки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неотделима от других аспектов национальной безопасности – экономической, информационной, экологической и др.
Как обстоит дело с решением этих задач сегодня? Как считает член Совета Федерации М. Маргелов, к числу важных событий 2003 года в отношениях со странами СНГ следует отнести начало построения Единого экономического пространства (ЕЭП). В числе участников – Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан. Казалось бы, речь идет только о проекте экономического сотрудничества этих стран. На самом деле, в эпоху глобализации экономика вновь определяет политическую моду.
Транснациональные экономические отношения в ЕЭП укрепят и политические отношения между странами-участниками, будут способствовать их модернизации. Приведение в соответствие законодательств наших стран, либерализация нормативных актов превратит ЕЭП в опытное поле для последующего вступления в ВТО.
В 2003 году сотрудничество России с НАТО шло в формате "двадцатки". В основе сотрудничества – общие угрозы: распространение оружия массового уничтожения, терроризм, спасение на море, гуманитарные и миротворческие операции. Расширение НАТО, по-видимому, не нарушит военно-стратегическую стабильность в Европе. Россия ставит вопрос о ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (присоединением к нему Словении и стран Балтии). В 2003 году Россия и НАТО приступили к разработке концептуальной основы для будущего развертывания противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД).
Многие эксперты уверены, что в наступившем веке главные международные события так или иначе будут связаны с политическим и экономическим соперничеством США и КНР. При этом Россия может оказаться в эпицентре весьма сложного и для нас неоднозначного переплетения интересов, курсов и вызванных этим процессов. Так что, помимо стран третьего мира, мы должны выстраивать рациональные отношения с Китаем.
Для развития российско-китайских отношений нужна прежде всего осмысленная восточно-азиатская политика. Национальные интересы России сегодня, в том числе реализуемые на Дальнем Востоке, – экономическое развитие, повышение доходов населения, безопасность, территориальная целостность. И роль российских дальневосточных и восточносибирских областей в отстаивании этих общероссийских интересов должна быть, наконец, четко сформулирована.