Уставная газета ННГУ им. Лобачевского

      
      

5 ФЕВРАЛЯ г. по инициативе оргкомитета фестиваля «Путь в науку» был проведен методический семинар по организации учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведениях. В работе семинара приняли участие преподаватели средних образовательных школ, техникумов и колледжей Нижегородского региона. Цель семинара – сформулировать основные рекомендации по подготовке учебно-исследовательских работ для участия в конкурсе «Юный исследователь» и творческих работ педагогов, представляемых на конкурс «Мир вокруг нас».

Участники семинара с большим вниманием прослушали выступление доктора педагогических наук, заведующего лабораторией методики преподавания физики ННГУ Игоря Васильевича ГРЕБНЕВА. И.В. Гребенев отметил, что проведение подобных конкурсов связано с серьезной заинтересованностью руководства ННГУ в поиске ярких, творчески мыслящих абитуриентов, в будущем студентов, что особенно актуально в связи с решением серьезной государственной задачи повышения конкурентоспособности вуза среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Участие в конкурсах, с одной стороны, стимулирует интерес детей и подростков к учебно-исследовательской деятельности, с другой стороны, повышает квалификацию преподавателей – руководителей этих работ. Выполнение учебно-исследовательских работ позволяет выйти за рамки школьного предмета, почувствовать, что изучение предмета не сводится к заучиванию и пересказу, а, напротив, в рамках школьных программ всегда есть место для творчества, для поиска и решения интересных учебно-познавательных задач. Результаты исследований должны обладать субъективной познавательной новизной, в равной степени важной для обоих субъектов учебного процесса – учеников и учителей. При этом надо учитывать, что работы, далеко выходящие за пределы школьного предмета, могут вызвать у конкурсной комиссии сомнения в степени участия ученика в выполнении исследования.

Юлия Владимировна МАСЛЕННИКОВА, кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой педагогики и развития систем образования ННГУ, учитель физики МАОУ гимназия № 2, поделилась своим опытом организации занятий астрономией в младших классах, а также физикой и астрономией – в 5-6 классах, что является весьма актуальным в связи с расширением системы дополнительного образования. Подобные дополнительные занятия по предметам естественнонаучного цикла служат первым этапом раннего приобщения детей к исследовательской деятельности.

Николай Анатольевич БОРИСОВ, доцент кафедры математического обеспечения ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ, рассказал о лаборатории робототехники, недавно открытой на факультете. Н.А. Борисов отметил, что занятия робототехникой, в частности, с применением LEGO-роботов, позволяют постигать информатику в увлекательной форме, доступной пониманию младших школьников. Дети участвуют и побеждают в различных конкурсах, таким образом повышается мотивация подобной деятельности.

Стремительное развитие робототехники и внедрение роботов в разнообразные сферы человеческой деятельности свидетельствуют об актуальности и перспективности занятий проектированием и программированием робототехнических устройств. Не случайно робототехника приобретает все большее значение в российских образовательных программах. С Н.А. Борисовым можно связаться по электронной почте: nborisov@inbox.ru Доцент Института международных отношений и мировой истории Екатерина Алексеевна ГРИГОРЬЕВА обратила внимание участников семинара на новые правила приема в вузы, согласно которым абитуриент может получать дополнительные баллы за победы в творческих конкурсах высокого уровня, что повышает значимость проектной деятельности учащихся. Е.А. Григорьева, основываясь на своем опыте работы со школьниками, привела примеры интересных направлений учебно-исследовательской деятельности в области истории: «Новый взгляд», «Работа с текстом», «Реконструкция», «Обобщение».

Педагоги–участники отметили своевременность семинара и предложили регулярно проводить подобные встречи.


Страницы: 1 |
Архив по годам: 2014



© 2014 "Нижегородский Университет"