Уставная газета ННГУ им. Лобачевского / Свежий номер

      
      

«НА ФОНЕ ПУШКИНА»
(КОГДА ПОХВАЛА ХУЖЕ ХУЛЫ)

Журналисты нашего областного телевидения, прочитав стихотворение Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину», видимо, были зачарованы необычным словосочетанием «на фоне Пушкина». Но почему-то не постарались вникнуть в содержание подтекста. А оно имеет скрытый иронический смысл. Решив, что слова «на фоне Пушкина» - это поэтическая находка, они создали целую серию передач под этой рубрикой.

Дескать, в Москве, готовясь отметить 100-летие «солнца русской поэзии», установили ему изумительный по своему художественному воплощению памятник работы выдающегося скульптора А.М. Опекушина.

«А у нас, - рассуждали не без законной гордости наши земляки, - разве не замечательный бюст поэта установлен незадолго до его 200-летия перед Академическим театром Оперы и балета его имени?»

Слов нет. И бюст, на мой взгляд, добротный. И его авторы, Заслуженный скульптор России Т.Г. Холуева, и архитектор А.И. Улановский, достойны высокой похвалы. «И если у памятника гению в Москве фотографируется приезжая семья», то мы у нижегородского бюста поэта, - решила наши журналисты, - изобразим юношу, выразительно читающего стихи своего любимца. А сам бюст сделаем своеобразной заставкой. А в одной из следующих передач мы видим на «фоне Пушкина» околоболдинское село, где многие жители являются однофамильцами Александра Сергеевича. На естественный вопрос, как они это объясняют, сельчане стали как-то загадочно улыбаться…

Авторы этой сцены почему-то не усмотрели ее нетипичности. Когда я высказал свои соображения по поводу подобных передач одному известному в нашем городе и уважаемому мною журналисту, он неожиданно возразил: «А что же тут плохого? А плохое есть. В чем оно?

Рассматривая любо6е произведение литературы, музыки, живописи или даже реальную картину в жизни, надо иметь в виду основное, главное и фон. При этом фон служит для того, чтобы подчеркнуть какие-то особенности главного, основного, как бы высветив их.

Можно сказать «Памятник Пушкину в Москве на фоне кинотеатра Россия». Но никак нельзя сказать «Кинотеатр Россия в Москве на фоне памятника Пушкина…» А вот самый яркий пример, глубокий. В народе говорят, что памятник Пушкину в Москве – это визитная карточка нашей столицы. Пушкин, стоящий на площади его имени, немного склонив голову, как бы слушающий наших современников – символ духовного величия нашего народа, его эстетическая и нравственная высота, это «наше все», как сказал поэт Аполлон Григорьев.

В поэме Пушкина «Цыганы» и в опере Сергея Рахманинова «Алеко» по той же поэме принято рассматривать образ Алеко на фоне жизни цыганского табора. И никому и в голову не придет рассматривать жизнь цыганского табора на фоне поведения Алеко.

А как отличить главное от второстепенного? Надо иметь художественный вкус, воспитать его на основе знаний в области философии, педагогики и психологии. Но возвратимся к Окуджаве. Как он воспринимает Пушкина?

«Пушкина я по-настоящему открыл, - пишет Булат Шалвович, - для себя поздно, лет в 40. Хотя читал его с детства, и думал, что люблю. Но позже понял, что на самом-то деле я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами, как стихи моего близкого, хорошего знакомого. Как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно. Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. Среди прочих, у него есть еще одно достоинство, очень мне дорогое, которое заключается в умении смотреть на себя иронически».

А вот она, пушкинская самоирония, возможно, не самая ранняя. Поэт заметил по поводу своего портрета, сделанного О.А. Кипренским и гравированного Н.И. Уткиным в 1827г:

Себя, как в зеркале я вижу.
Но это зеркало мне льстит.

Какой вывод? Каждый человек, особенно писатель, журналист, призванный своим творчеством воспитывать других, обязан любое проявление эгоизма, самомнения, не говоря уже о цинизме, самодурстве, свидетельствует об отсутствии самоиронии у носителей этих отрицательных качеств. владеть чувством самоиронии.

В воспитании и подрастающего поколения мы почему-то не всегда уделяем должного внимания этой проблеме. Молодые поэты радуются, когда на их стихи пишут эпиграммы, дескать, что-то оценили, на графоманов эпиграмм не пишут. Бесполезно. Еще Макаренко писал, что он критикует только тех, кого любит, в кого верит, потому что хочет, чтобы они избавились от недостатков.

Не фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает. но вот что интересно:
на фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет, куда не знает.
Какие женщины на нас кидают взоры
И улыбаются… и птичка вылетает.

Мы будем счастливы (благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая приносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

В прозаическом заголовке никакой иронии еще нет. Можно, разумеется, фотографироваться и у памятника поэту, если бы, к примеру, приезжая семья возлагала цветы к его постаменту. Это подчеркивало бы любовь к поэту, который в подобной сцене был бы главным, а не фоном.

Но не содержащий иронии заголовок дает возможность автору развернуть иронию по всему тексту. Она проступает уже с первых строк.

На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает. Но вот что интересно:
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

По мнению Окуджавы, только люди, лишенные самоиронии, подобно приезжей семье, могут позволить себе фотографироваться рядом с великим поэтом, наивно полагая, что с ними и с теми, кто им завидует,

На веки вечные мы все теперь в обнимку
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

А эти слова в конце каждой строфы «и птичка вылетает»?

Если выразить главную мысль произведения Булата Окуджавы, которая заключается в подтексте – это ирония, когда похвала хуже хулы. Всего 16 строк, но, как говорят, словам тесно, а мыслям просторно. Каким мастером надо быть, чтобы написать по сути поэтическую повесть, где в качестве действующих лиц изображены представители различных социальных групп.

В центре внимания, разумеется, приехавшая в Москву семья, в составе которой, видимо, есть и дети, с единственной целью – стать по-своему счастливой, хвастаясь перед знакомыми необычным снимком.

По-своему представляет дельцов своей профессии и фотограф, для которого не имеет значения, где, кого и как снимают. Главное – выполнение заказа и деньги. И наконец – сам автор, который не одинок в своей иронии к тому, что происходит у памятника поэту.

Вспомним женщин, видимо, москвичек, которые проходят мимо и улыбаются не без лукавинки, глядя на тех, кто фотографируется. Булат Шалвович окрылил слова мелодией, и песню запели, привлекая внимание слушателей к важнейшим этическим и нравственным приемам. В заключение следует сказать, что одна из передач под рубрикой «на фоне Пушкина» посвящена всероссийски известному исследователю лирики Пушкина профессору Всеволоду Алексеевичу Грехневу. Вот его слова, ставящие точки над i: «Пушкин как лирик высвечивается на широком фоне русской классической лирики».


Геннадий БЕДНЯЕВ


© 2013 "Нижегородский Университет"