Уставная газета ННГУ им. Лобачевского / Свежий номер

      
      

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

18 – 19 июня проходил (в 2013 году – в рамках программы повышения квалификации «Совершенствование образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО») ставший уже традиционным ежегодный выездной семинар председателей методических комиссий факультетов ННГУ.

В этом году, как и в прошлом, рабочую группу принял вместительный конференц-зал пансионата «Морозовский». Программа семинара включала ознакомление с юридическими нюансами, которых с каждым годом в организации образовательного процесса все больше, информацию о проекте «Тюнинг», а также освоение некоторых практических сторон его методологии. Ожидаемо живой интерес вызвал процесс погружения в технологию создания электронных учебных материалов и «дотягивание» критериев их оценки в условиях конкурса учебно-методических разработок. И конечно, львиную долю времени занял обмен мнениями относительно условий работы и различных аспектов общения со студентами, – от правовых норм до психологических тонкостей. Например, в этот раз умы присутствующих занимала тема «Конструктивное поведение в конфликтной ситуации», – тема, которую специалисты-психологи, вовлекая аудиторию в процесс совместного творчества, превратили в многозадачный тренинг.

Илья Витальевич Кузьмин, председатель методической комиссии филологического факультета:

- Центр качества образования охватывает весьма широкую сферу деятельности, цель - совершенствование образовательного процесса в ННГУ, однако я бы выделил (думаю, коллеги с этим также согласятся) два аспекта: организацию обмена информацией между председателями методических комиссий факультетов нашего университета и оперативное, качественное воплощение в жизнь идеи конкурса методических пособий. Обмен опытом, мнениями в «наиболее концентрированном виде» происходит как раз на выездных сессиях, что вполне объяснимо. Во-первых, в обычных условиях собрать всех председателей – преподавателей различных факультетов – практически невозможно, а виртуальное общение при помощи современных средств коммуникации не всегда эффективно. Во-вторых, замечено, что обычно голова переключается либо на науку, либо на учебный процесс и все, что с ним связано (плюс к этому есть и «второй план», который можно обозначить словом «быт»). В таких же условиях – отрыва от привычной обстановки – наблюдается необычайная концентрация усилий «коллективного разума», в результате чего за 2 дня мы успеваем столько, сколько не получается за год.

«Сквозная» тема наших семинаров – обмен удачным опытом методической работы на факультетах и, как результат, совершенствование условий проведения конкурса методических пособий ННГУ, который ЦКО проводит с 2009 года. Сама идея прекрасная, и она приносит свои плоды. Среди преподавателей уже который год наблюдается необычайная активность, связанная с желанием создать новый, интересный, а главное, полезный в учебной работе дидактический материал. Как председатель методической комиссии филологического факультета я, так сказать, испытываю чувство гордости за своих коллег: каждый год преподаватели филологического факультета неизменно занимают призовые места. Более того, именно филологи являются своеобразным катализатором в деле развития этого конкурса: например, во многом благодаря нашим разработкам была открыта новая номинация: «Электронные учебно-методические разработки по учебным дисциплинам (для проведения аудиторных занятий или для внеаудиторной самостоятельной работы студентов)».

Конечно, мы теперь университет, названный исследовательским, но не надо забывать о том, что основная функция вуза – обучение студентов, и от того, насколько качественным будет образование, которое дается в стенах ННГУ, зависит популярность нашего университета, а значит, и его благосостояние.

Михаил Леонидович Шилов, председатель методической комиссии экономического факультета:

- Прямо скажем, тяжеловато неспециалисту воспринимать юридические тонкости, связанные с принятием нового федерального закона об образовании. Однако оказалось, что это возможно на выездном семинаре. Обсуждение закона об образовании важно с точки зрения понимания уровней подготовки студентов в вузах, особенно на длительную перспективу. Интересно, что и психологический тренинг, посвященный конфликтным ситуациям, возникающим при взаимодействии со студентами, также часто сопровождался юридическими комментариями. Удивительного в этом ничего нет: как показывает опыт (и мой, и, как выяснилось, опыт коллег), современный студент может порой проявить необыкновенную изобретательность, а задача преподавателя, несмотря ни на что, остается прежней – заинтересовать, объяснить, научить…

Своеобразным «шоком» для многих явилось знакомство с «Тюнингом» основных образовательных программ высшего профессионального образования. Понимание масштабности и сложности перспектив методической работы на факультетах подталкивает нас, представителей различных академических сфер, к активному взаимодействию, обмену опытом и интеграции усилий.

Хочется подтвердить: все темы, обсуждаемые на семинаре, были чрезвычайно интересны. Думаю, каждый председатель методической комиссии донесет до своих коллег информацию, полученную от преподавателей других факультетов, в частности, освоивших технику электронных изданий. Хочется добавить, что понимание того, какие существуют виды электронных изданий, какие дидактические задачи они решают, – это полезно и необходимо современному преподавателю.

Итак, огромное спасибо руководству за возможность таких встреч, в которых наиважнейшее – обмен мнениями по самым разным, связанным с преподавательской работой, вопросам.

Олег Юрьевич Макаров, председатель методической комиссии исторического факультета:

- Хочу обратить внимание коллег на два обстоятельства современной ситуации в образовании, требующих перевода преподавательских практик на качественно новый уровень. Во-первых, это изменения, которые происходят сегодня в студенческом восприятии преподавательских методик. Современные студенты, естественным образом овладевая информационными новинками, способны работать, прежде всего, в рамках интерактивных образовательных технологий. Традиционные лекции и семинары своей низкой эффективностью снижают мотивацию студентов, вызывают у них серьезные трудности, что порождает среди преподавателей, не желающих применять технические средства, заблуждение по поводу интеллектуальных способностей современных молодых людей. В такой ситуации направление, связанное с созданием электронных учебно-методических материалов, постоянно усиливает свою актуальность. Возможно, по этой причине увеличение доли электронных изданий различного типа и уровня в общем массиве дидактического материала, обеспечивающего учебный процесс, уже несколько лет является требованием Министерства к оценке качества преподавания.

Второе обстоятельство связано с внедрением новых образовательных стандартов. Они предполагают серьезное сокращение количества часов, отводимых на изучение конкретной дисциплины, что не оставляет выбора: для сохранения надлежащего уровня преподавания необходимы современные информационные и интерактивные средства. При помощи таких средств можно «разгрузить» аудиторные часы, отведенные на дисциплину, можно также предложить студентам специальный режим обучения, при котором интенсивность и результативность сотрудничества преподавателя и обучающихся увеличится в несколько раз.

Решение задач мотивации студентов, организации эффективных режимов обучения и некоторых других требует создания принципиально новых, электронных методических материалов, обеспечивающих учебный процесс. В связи с этим возникает ряд вопросов, например: Что понимать под электронным пособием? Какова классификация таких пособий? Сделанное Г.В. Кузенковой сообщение «Технология создания электронных методических материалов» послужило основанием для дискуссии на эту тему. Выяснилось, что проблемы верификации и классификации пересекаются с юридическими вопросами. Одним из них является проблема авторского права на программную часть электронной методической разработки: должен ли преподаватель, автор содержания методички, указывать в качестве соавтора программиста? Проблема вызвала живое обсуждение, а принятое голосованием решение на две недели опередило распоряжение Правительства о создании в начале июля 2013 г. специального суда для гражданских споров об интеллектуальной собственности. Интересно, что в информационном сообщении телевидения об этом решении в качестве аргумента в пользу такого суда демонстрировалась ситуация, сходная с обсуждаемой на методическом семинаре: студентка предъявила иск научному руководителю за использование им результатов, взятых из студенческого диплома.

Продуктивно обсуждались и другие вопросы: о выделении курсов дистанционного обучения (Moodle) в отдельную номинацию конкурса методических разработок, о критериях экспертной оценки электронных конкурсных изданий. Последнее, в частности, показало, что работа над этими критериями должна стать постоянным видом деятельности председателей методкомиссий факультетов. По этой причине, и другим, названным выше, выездные методические семинары ЦКО являются замечательной возможностью эффективного оперативного реагирования на вызовы нашему образованию со стороны глобальной культуры третьего тысячелетия.


Пресс-центр ННГУ


© 2013 "Нижегородский Университет"