Уставная газета ННГУ им. Лобачевского / Свежий номер

      
      

ФАКУЛЬТЕТ: КАК МЫ НАЧИНАЛИ

В связи с 50-летием факультета ВМК хочу рассказать об истории создания ВМК и первых годах его жизни. Официальное предложение об организации факультета внес проф. Н.А. Фуфаев от имени проф. Ю.И. Неймарка на партийном собрании в университете в конце 1962 года. Предложение было поддержано.

Партком создал комиссию во главе с доцентом радиофака А.М. Гильманом для подготовки необходимых документов. Прошел целый ряд совещаний. Из них отмечу совместное заседание Ученых советов мехмата и радиофака, состоявшееся 16 марта 1963 года. Были приглашены все заинтересованные лица. Я в то время работал на мехмате доцентом кафедры теоретической механики и теории упругости и был на этом заседании.

Вел заседание проректор университета по научной работе проф. А.В. Рябов. С основным сообщением выступил Ю.И. Неймарк, заведующий кафедрой вычислительной математики и динамики машин мехмата. Он убедительно показал, что в стране необходимо создание факультетов прикладной математики и кибернетики, в том числе и в ГГУ. Отметил, что в нашем университете фактически все требуемое для этого имеется: кафедра ВМ и динамики машин, на которой специализируются почти 250 студентов I-V курсов; наличие научно-педагогических кадров; техническая база в ГИФТИ; острая потребность в выпускниках такого профиля в Волго-Вятском экономическом регионе.

Затем выступили А.С. Алексеев, Г.В. Аронович, А.В. Гапонов-Грехов, А.М. Гильман, Ю.В. Глебский, Д.А. Гудков, Н.А. Железцов, М.М. Кобрин, Е.А. Леонтович-Андронова, А.Н. Малахов, М.А. Миллер, А.А. Миролюбов, Я.Н. Николаев, С.Н. Слугин.

Дискуссия шла по двум вопросам: 1. нужен ли отдельный факультет или достаточна организация отделений на мехмате и радиофаке; 2. в случае создания факультета должен ли он быть одностержневым, т.е. готовить математиков с кибернетическим уклоном, или двухстержневым. В последнем случае выпускники должны уметь создавать и обслуживать вычислительную технику, а также должны быть специалистами-теоретиками. В результате обсуждения было принято решение о создании одностержневого факультета.

В заключение А.В. Рябов сказал, что ректорат и партком поддерживают предложение о создании нового факультета и необходимые материалы будут посланы в МВиССО РСФСР.

В 1963 году министром МВиССО РСФСР были изданы два приказа:

1. №440 от 11.07.63 г. об организации факультета ВМК в ГГУ;
2. №670 от 11.11.63 г. о кафедрах Горьковского университета, в котором говорилось: “В связи с открытием в ГГУ факультета ВМК и в целях улучшения подготовки специалистов и развития научных исследований в данной области организовать на факультете ВМК кафедры: а) численного и функционального анализа; б) математической логики и высшей алгебры; в) теории управления и динамики машин. Так появились необходимые условия для организации и дальнейшей работы факультета.

Не могу не отметить большую поддержку, которая была оказана созданию факультета руководством университета во главе с ректором проф. И.А. Коршуновым, парткомом – секретарь К.П. Маслов, а также обкомом КПСС и, в частности, заведующим оборонным отделом, выпускником физико-математического факультета ГГУ С.В. Ефимовым.

В начале 1964 года кафедры были организационно оформлены. Их возглавили соответственно доц. С.Н. Слугин, доц. Ю. В. Глебский, проф. Ю.И. Неймарк. В том же 1964 году приказом министра от 18 июня №539 была создана кафедра прикладной математики, которую возглавил проф. Г.В. Аронович. Сразу же отмечу еще одно важное событие: решение о создании в ГГУ Научно-исследовательского института прикладной математики и кибернетики (НИИ ПМК) (январь-март 1965 г.) во главе с Л.Н. Белюстиной. В дальнейшей работе факультет ВМК и институт НИИ ПМК действовали в тесном контакте.

В мае 1963 года меня назначили деканом мехмата. При открытии ВМК передо мной встал вопрос о том, на каком факультете работать? Кафедра теоретической механики осталась на мехмате, а мои научные интересы были связаны с Г.В. Ароновичем и Ю.И. Неймарком. В конце концов я перешел на кафедру теории управления и динамики машин на ВМК, а затем Ученый совет ГГУ избрал меня деканом ВМК.

Началась интересная работа, связанная с организацией нормальной жизни факультета. Так как наш ВМК был первым в стране по времени открытия, то не имелось типового учебного плана подготовки специалистов данного профиля, не было и номера специальности. Еще до создания ВМК на кафедре ВМиДМ много думали (причем привлекались сотрудники и других кафедр), какими должны быть будущие специалисты, чему и как их учить. После открытия факультета вопрос об учебном плане встал особенно остро.

Коллектив преподавателей начал серьезно работать в этом направлении. Если посмотреть протоколы заседаний Совета факультета, то почти на каждом из них рассматривались вопросы, посвященные разработке учебного плана, а также содержанию лекций, практических и семинарских занятий основных курсов. Эти же вопросы регулярно обсуждались на методических семинарах факультета. Раз в неделю проходили совещания декана и заведующих кафедрами, на которых рассматривались текущие вопросы жизни факультета.

Большую роль в организации нормальной учебы студентов играли заместители деканов. По штату тогда полагался всего один замдекана. Это понятно, так как число студентов в то время было существенно меньше, чем сейчас. Прием на первый курс составлял 100 человек, а вечернего отделения не было совсем. Меньше были и финансовые возможности у руководства факультета. Пожалуй, лучше сказать, что их просто не было. Не было фонда декана. Не помню, чтобы кто-нибудь из преподавателей получил премию за хорошую работу. Благодарности в праздничных приказах были. Хоздоговорные работы тогда проводились через радиофак.

Заместитель декана составлял расписание занятий. Под его руководством студенческая комиссия готовила списки студентов на получение стипендий, на выделение мест в общежитии. Проводил беседы с неуспевающими и т.д. и т.п. С удовольствием вспоминаю совместную работу с А.И. Нестеренко и с А.Л. Трубачевой.

Факультет тогда был юным, его преподаватели молоды. Коллектив преподавателей вместе с обслуживающим персоналом состоял из 25-30 человек. Все достаточно хорошо знали друг друга. Отношения между сотрудниками были дружественными. Крайне важно было научить молодежь педагогическому мастерству и даже поведению на самих занятиях. Здесь огромную роль играли заведующие кафедрами, а также такие опытные преподаватели, как В.И. Плотников, Р.М. Минц, Л.В. Беспалова и другие. Однажды стало известно, что молодой преподаватель во время проведения практических занятий занимается еще и физзарядкой. Пришлось с ним товарищески поговорить.

Важную роль на факультете играла партийная организация, возглавляемая С.Н. Слугиным. У нас был тесный контакт, мы все дела проводили совместно. Партийное бюро уделяло большое внимание работе кураторов в академических группах. Они помогали подробнее узнать, как живут студенты, в чем особенно нуждаются. С началом так называемой перестройки всячески стали охаивать работу кураторов, утверждать, что студенты сами взрослые и няньки им не нужны. Я считаю, что это было неправильно.

В задачу партийной организации входило и руководство комсомолией. Помню, что в то время на факультете было две комсомольские организации – преподавателей и студентов.

Надо сказать, что факультету везло с секретарями комсомольского бюро. Они являлись застрельщиками всех общественных мероприятий. Мне особенно запомнился Ярослав Шатыро.

В частности, комсомольцы с интересом занимались подготовкой и проведением “Дня вычислителя”, который отмечался 1 декабря. Студенты разработали программу праздника: вручение почетного знака ВМК, пресс-конференция преподавателей, спортивные соревнования между студентами и преподавателями, аукционы, КВН и т.п.

Я уже говорил о НИИ ПМК. Так вот, сотрудники института, среди которых много было наших выпускников, принимали активное участие в проведении праздника. Заметим, 1 декабря не был свободным от учебы днем.

Главной задачей профсоюзной организации студентов была забота о жизни, быте, о числе мест в общежитиях. Остановлюсь еще на следующем: в первые годы, как мне кажется, более близкими, более заинтересованными были отношения между преподавателями и студентами. У меня сохранились воспоминания выпускников 1968-1969 годов. (Л. Лермана, В. Афраймовича и других) об их учебе на ВМК. В них говорится о большом интересе тогдашних студентов к тому, что делалось на факультете, о стремлении узнать, каков круг научных интересов того или другого преподавателя. Много добрых слов тогда говорилось о А.М. Стерлине.

У меня сложились самые добрые отношения со студентами, поступившими на факультет в 1964 году. Кстати, они всегда полагали, что являются первыми, истинными ВМКовцами, так как поступали учиться непосредственно на ВМК, а не на мехмат. Выпускники этого курса регулярно раз в пять лет встречаются, не забывая приглашать и своих преподавателей. Помнят они и о добром, немного своеобразном энтузиасте-эсперантисте В.П. Бешкареве. В марте 1966 года я был назначен директором НИИ ПМК, а деканом факультета ВМК стал С.Н. Слугин.


Ярослав ЛЮБИМЦЕВ


© 2013 "Нижегородский Университет"