ЕСТЬ ТАКАЯ – ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ МАСТЕРСКАЯ!
(ТИПОГРАФИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА – 20 ЛЕТ)
Каким возрастом можно определить 20-летие со дня рождения типографии ННГУ – детство, отрочество, юность, зрелость? Чтобы это понять, надо оглянуться на пройденный путь и поразмышлять о том, что сделано и что еще следует воплотить в реальность.
Итак, с чего все начиналось. В январе 1985 года выходит Приказ министерства высшего и среднего специального образования РСФСР об организации типографии Горьковского университета с 1 апреля 1985 г.
На базе множительной лаборатории, если базой можно назвать старенькую электрографическую установку "Эра" и печатную машину "Ромайор", коллектив университета стал постепенно создавать экспериментальные участки и цеха печатного производства. Что называется, с миру по нитке: за первые четыре года собрано для цехов следующее оборудование: плоскопечатные машины и автоматы МП, ПС-1м, 2ПС-А3, печатно-позолотный пресс БПП-75, машины наборные строкоотливные Н-140, 2Н-140, полуавтомат для переплавки металла 2СЛВ-2, проволокошвейная машина БШП-4 и т.д.
Середина 90-х годов характеризуется тем, что типография полностью уходит от высокой печати, переходя на офсет. В это время уверенными темпами приобретается новое оборудование как в офсетный, так и переплетный цеха. Доукомплектовывается формный участок, заново создается электронный комплекс набора и верстки. Образуется, наконец, законченная технологическая линия офсетной печати, работающая в формате А3. Работа типографии приобретает устойчивый характер, достаточно сказать, что к 1998 году объем печатного производства перешагнул за два миллиона листов/оттисков. Типография буквально за несколько недель до дефолта 1998 г. завезла часть оборудования, которое сегодня составляет треть от имеющегося и вносит определенный вклад по выполнению печатных заказов качественно и в срок. И все же дефолт сказался так негативно, что упали на последующие два года (1999-2000 гг.) объемы на 300 тысяч листов/оттисков, а модернизация технологической линии не велась вплоть до 2002 года.
В настоящее время руководство университета в лице ректора проф. Р.Г. Стронгина и курирующего типографию проректора проф. Г.А. Максимова находят и реализуют порой нестандартные, но эффективные решения по модернизации производства. Веление времени и стратегические задачи высшего образования опираются исключительно на высокое качество полиграфической продукции. Акцент сделан на новый уровень выпуска учебно-методической литературы, в частности, и академических изданий в целом. В перечне печатных работ есть все: бланки, брошюры, методические пособия, монографии, вестники, буклеты, плакаты, сборники, учебники и т.д. Увеличивается объем изданий с полноцветной печатью. Типография изготавливает книги в твердом переплете, зачетные книжки, студенческие билеты, удостоверения, вузовскую многотиражную газету и т. п. Сюда приходят выпускать в свет свои труды ученые из других вузов города, развивается сотрудничество с областными, городскими, ветеранскими и творческими организациями, писателями, поэтами, художниками.
Полиграфическое производство на сегодняшний день – это сложный механизм. Оно включает в себя по балансовому учету только сложнейших машин почти два десятка. Это печатная техника японского, американского, чешского производства, а также английские и итальянские агрегаты в брошюровально-переплетном цехе. В допечатной подготовке присутствует техника из Дании, Бельгии, Германии.
Типография – это конвейер. Но индивидуальный подход к требованиям заказчика – как к компьютерной верстке, так и к качеству печати – основополагающий стержень стиля работы.
В печатном производстве четко прослеживаются три этапа: допечатный, печатный, послепечатный (Pre, Press, Post Press). Сбой на одном этапе цепной реакцией сказывается на других. И вот именно здесь на первый план выходит человеческий фактор: профессионализм, слаженность, взаимозаменяемость в коллективе. Первый директор типографии, Н.М. Спиридонов, заложил прочный фундамент и дисциплину – то, без чего не может нормально функционировать любая типография. Здесь предполагается работа с химикатами, легковоспламеняющимися жидкостями. Бумага, горюче-смазочные вещества, да и целый ряд других особенностей, делают это производство режимным.
Сегодня традиции, заложенные в 1985 году, поддерживают старожилы коллектива: электрофотограф Т.П. Китайцева, инженер-технолог О.Ф. Гурина, кладовщик В.П. Кадышева, печатники Н.Ф. Тубис, А.М. Белобородова. С теплотой здесь вспоминают передавших свой опыт и ушедших на заслуженный отдых А.Н. Панфилову, Е.А. Димент, О.Н. Болдыреву.
Сложнейшая импортная техника требует постоянного ухода. Ремонтная группа в составе механика П.В. Митрофанова и наладчика М.А. Злобина успешно решают свои задачи по ремонту и профилактике оборудования.
Завтрашний день типографии определяется увеличением все более сложных в типографском исполнении заказов. Директор типографии Петр Алексеевич Исаков ведет четкий контроль по линии необходимой модернизации оборудования, поскольку на этом и сейчас, и в будущем держится производство, сбалансированность технологической линии, а значит, и стабильность работы.
Коллектив типографии осознает ответственность за выпуск всей номенклатуры академических изданий, учебно-методической литературы. В плотном графике выпуска изданий по разным факультетам и другим подразделениям университета типография находит резервы по изготовлению заказов и для развивающихся структур: факультета международных отношений, факультета физической культуры и спорта, новых направлений на факультете военного обучения.
Сбалансированное сотрудничество с издательством, учебно-методическим, финансовым управлениями НИЧ, редакцией газеты "Нижегородский университет" зависит от продуманного подхода, режима плановости в работе типографии. Данное направление деятельности к удовлетворению всех отмеченных выше подразделений постоянно совершенствуется.
Жизнь типографии – это ежедневный напряженный ритм работы, который явственно ощущаешь и слышишь, когда случается проходить по коридорам мимо цехов и участков. Здесь иногда можно увидеть группы студентов с филологического факультета. Будущие филологи, журналисты должны иметь представление о печатном производстве.
А теперь поговорим языком цифр. Ежегодно типография перерабатывает газетной, офсетной и флатовой бумаги свыше 56 тонн, годовой объем печатной продукции перешагнул два миллиона шестьсот тысяч листов/оттисков, сметная стоимость выполняемых работ только по заказам ННГУ подходит к пятимиллионной отметке.
Типография давно держится в лидерах вузовских печатных центров в Приволжском Федеральном округе.
О нашей типографии метко сказал проректор по учебной работе А.В. Петров: "Типография Нижегородского государственного университета не только помогает осуществлять связь преподавателя со студентом на должном уровне, но, что не менее важно, участвует активно и качественно в оформлении лучших черт в портрете ННГУ".
Пожелаем же в дни 20-летия руководству и коллективу типографии ННГУ новых трудовых и творческих свершений!
Александр ШАМИН